Человечеству свойственно стремление к прекрасному. Украшать свое жилище люди начали еще до того, как они научились строить дома; свидетельством тому служат наскальные росписи на стенах пещер, этих ранних обиталищ homo sapiens.
Но пещер на всех не хватало, и пришлось людям научиться строить собственные дома. Они обратили внимание на тот факт, что костер, разведенный на глинистой почве, делает ее твердой как камень. А если построить дом из глины, и затем обжечь стены, то они станут прочными и будут служить долго.
«Переселившись» в рукотворные жилища, люди не только не оставили столь хорошей и полезной привычки к украшательству, но напротив, стали использовать любые подручные и подножные средства для превращения своего сурового дома, который – «крепость», в уютную обитель радости и красоты. Дерево, камень, мрамор, гранит, ракушечник – все эти и иные натуральные материалы шли и до сих пор идут в дело. Но разум, как правило, дарит умение, а оно, в свою очередь, приводит к мастерству, что сродни искусству.
И вот наш изобретательный мозг помог сообразить, как сделать из глины искусственные материалы.
Так, в Древнем Египте и Междуречье появилась майолика, позднее древние римляне изобрели бетон, позже в Европе создали «метлахскую плитку», о которой мы рассказывали на нашем канале в одной из предыдущих статей.
Но сегодня хотелось бы поговорить о майолике. Принято считать, что название материала связано с именем крупнейшего острова Балеарского архипелага – Майорка или Мальорка (Mallorca) – именно оттуда и пришла в Европу красивая глазурованная посуда и изделия для облицовки домов.
Для изготовления этой разновидности керамики - майолики, используется, в основном, красная легкоплавкая глина. На форму наносят белую эмаль, глазурь, и отправляют в печь. В результате обжига образуется пористый черепок (основа плитки), спекшийся с покрытием. Затем на поверхность наносится рисунок, покрывается глазурью, и изделие отправляется в печь для вторичного обжига. В некоторых случаях, для придания основе белого цвета, в глиняную смесь добавляется белая глина или каолин.
Изделия, как правило, расписываются вручную, оттого и цена плитки из майолики выше обычной керамики, выпускаемой «конвейерным» способом. В зависимости от состава красителя и температурного режима, после обжига краски могут значительно изменить цвет, поэтому можно сказать, что художники в какой-то мере работают «вслепую».
Изначальная традиция росписи плитки ограничивалась типично восточными мотивами: повторяющимися сложными геометрическими и растительными орнаментами с контрастными контурами четырехцветного рисунка.
Цвета – зеленый, желтый, белый и преобладающий синий. Эта традиция столетиями поддерживается мастерами южного Средиземноморья. Например, подобные мотивы до сегодняшнего дня используют тунисские производители майолик (компания Doremail).
Тунисские, андалузские, мавританские мотивы присутствуют в оформлении фасадов домов и интерьеров различного назначения по всему миру…
После XIV века, когда уже не только изделия, но и технологии изготовления майолики проникли в Европу (в Португалию, Испанию, Италию, а позже – во Францию, Голландию и Россию), к основным традиционным цветам добавились различные оттенки красного и фиолетового.
Кроме того, расширился и изобразительный художественный арсенал: в моду вошли сюжетные композиции на бытовую и религиозную (библейскую) темы, пейзажи и гротески с изображением мифологических животных и растений, геральдические мотивы…
Сегодня в мире дизайнеры широко используют синтетические приемы, сочетая традиции Арабского Востока и Южного Средиземноморья с западноевропейскими.
Высокая пористость майолики позволяет материалу подолгу сохранять тепло, поэтому с давних времен ее применяют и для облицовки печей и каминов. Тема майолики поистине безгранична, в ближайшее время мы продолжим ее. Задавайте вопросы, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал. Удачи!!!