Суровый симулятор
Прежде чем запустить двигатель одного из старых ржавых грузовиков, следует ответить себе на вопрос: готовы ли вы получать специфическое удовольствие, превозмогая боль и страдания? Spintires может поспорить в недружелюбии по отношению к игроку с узконаправленными немецкими симуляторами фермера или башенного крана. Хотя, казалось бы, куда уж больше.
Никакого поэтапного введения в курс дела. Вас встретят путаной табличкой с россыпью клавиш управления, и на этом брифинг закончится. Примерно так же проходит обучение на категорию «С» в российских автошколах. Вас просто сажают в кабину машины и, подбадривая хлестким русским матерком, заставляют ехать вперед. Так что в этом плане все более чем правдоподобно.
Второй момент, который следует принять, — это скорость. Вернее, ее отсутствие. Утопая в грязи по самый мост и выше, техника рассекает медленнее сонной черепахи со сломанной лапой. На экране не отображается даже спидометр — во-первых, он попросту не нужен, а во-вторых, как правило, этот датчик первым выходит из строя на отечественных грузовиках. Снова дань реализму.
Наконец, безумная камера и вид на машину не строго по центру заднего бампера (как обычно принято), а с креном в сторону левого борта, первое время дезориентируют. Дополнительные экстремальные ощущения дарят елки вдоль дороги, которые летят прямо «в лицо» и загораживают обзор впереди. С другой стороны, игрок всегда видит работу подвески автомобиля (каждая ось машины реалистично «отрабатывает» рельеф под колесами) и барахтанье облепленных грязью покрышек в густом черноземе, которым так гордятся разработчики.
Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором
Грязь под колесами — не просто эффектная декорация. Некогда в Colin McRaeDIRT нам доводилось иметь дело с продвинутым грунтом, который реалистично вылетал из-под колес и оседал на бортах болидов. В Spintires в комьях глины и песка кроется основной корень геймплея. По сути, это главный и единственный босс, с которым предстоит сражаться на протяжении всего пути от лесоповала до лесопилки. Дорог здесь почти нет, только типичные российские направления, пробитые сквозь чащу.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: ориентироваться приходится по компасу, обычной карте (управление которой реализовано настолько криво, что лучше бы ее не было совсем) и собственной памяти. Игра вынуждает заучивать маршруты, а иначе вам несдобровать. Запамятовали, например, что за следующим пригорком находится деревянная переправа, и вот уже машина валяется кверху брюхом в канаве.
Размытые дождями и раскатанные лесовозами тропы «запоминают» следы вашего грузовика, и, если удалось пробиться однажды, это не значит, что на обратном пути машина не завязнет в собственной колее. Хотя «засадить» тягач проще простого и так — застрять можно даже на ровной зеленой полянке, которая под тяжестью груженного бревнами КамАЗа очень быстро превратится в грязевое болото. А можно утопить технику в реке, пытаясь проехать вброд. Или засесть между деревьями, огибая слишком крутой подъем, на который не помогают влезть ни надетые на колеса цепи противоскольжения, ни блокировка дифференциала. В крайнем случае можно подогнать машину с буксировочным тросом или попытаться зацепиться за ближайшее дерево, если на вашем грузовике установлена лебедка.
Несмотря на то, что маршрут от точки до точки редко длиннее километра, пробиваться приходится пару часов реального времени. Игровое солнце успевает несколько раз взойти и снова скрыться за горизонтом, порадовав симпатичным закатом, а стальной корпус УРАЛа — почти полностью исчерпать запас прочности.
Все познается в мучении
Каждый автомобиль обладает собственным характером, но всех их роднят задумчивость и медлительность управления: пока переключается КПП, можно успеть что-нибудь почитать. Лицензиями разработчики похвастаться не могут, но и без этого в таинственной модели В-130 с первого взгляда узнается трудяга ЗИЛ 130, а в А-469 — старый добрый «Козлик». Мечта всех советских охотников и рыбаков ведет себя почти как в жизни: лихо скачет по кочкам, вытряхивая душу из пассажиров. Впрочем, машинами здесь управляют лишь призраки, которые наглухо заперли двери и никого не пускают в кабину — в том числе игрока.
Единственная миссия горе-шофера — таскать бревна через леса, горы и реки. Иных развлечений на пяти обширных картах в общем-то и нет. Поиск среди бурелома точек разведки для восстановления полной карты местности (упрощенный аналог захвата башен из Far Cry) — удовольствие весьма сомнительное.
Для успешной доставки грузов многотонный грузовик стоит предварительно улучшить в гараже: установить специальную грузовую платформу, кран для погрузки или дополнительный прицеп. Для бревен разной длины — свой грузовик и свои дополнительные обвесы. Но что конкретно потребуется в данный момент, разбираться придется исключительно методом проб и ошибок. Обыденная практика — проползти через всю карту и выяснить, что нужен был не бортовой прицеп, а, скажем, прицеп-роспуск.
И все же главной проблемой, которая мешает получению специфического удовольствия от преодоления нечеловеческих трудностей, оказывается баланс, с которым, как ни странно, не возникало проблем в ранних демоверсиях. К релизу разработчики ввели «урон», который постепенно накапливается в результате общения с агрессивной российской действительностью. Неплохая задумка обернулась невозможностью использовать половину представленного автопарка. В частности, неубиваемый в реальной жизни КамАЗ заживо сгорает на полпути к месту назначения, ЗИЛ едва успевает выехать из гаража, а «Козлик» отбрасывает копыта в первой же луже, мгновенно заполняя назойливую шкалу урона. И только сверхтяжелые монструозные КрАЗ, «Урал» и МАЗ держатся бодрячком чуть дольше. Хотя и их ресурс небезграничен.
* * *
Разработчики настолько увлеклись хардкором, что принесли в жертву баланс и удобство пользователя. Видимо, в студии создавали все же тренажер для привыкших к лишениям будущих водителей полноприводных грузовиков, а не компьютерную игру для развлечения. Spintires может прийтись по душе, если вы заядлый джипер, страстный любитель покорения бездорожья и замешивания жижи большими колесами, но при этом не можете себе этого позволить в реальной жизни.