Найти тему
Оксана Фадеева

О боженьки, все пропало!

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Студентка-первокурсница опоздала на лекцию Страшного Профессора. «Что, мадемуазель, —​ спросил он её,​ —​ жажда знаний не слишком велика?». Всю неделю студентка воображала себе, как он непременно в отместку завалит её на экзамене, а потом она вылетит из универа.

​Про то, что Страшный Профессор уже давно и думать о ней забыл, ей как-то не пришло в голову.​ Она не спала, не ела и отказалась от замечательной вечеринке. Жизнь казалась хоррором.

​Зинаида Степановна не заметила ошибку в утверждённом ею рекламном буклете. Зато потом, когда буклет уже был напечатан, ошибку заметил противнейший пацан из PR-отдела.

«Ну всё, —​ подумала Зинаида Степановна, —​ конец моей карьере. Отсюда меня попрут, а новой работы мне не найти». Всю неделю бедная Зинаида провела на персене и даже забила на давно предвкушаемый поход к косметологу.

​Соседка попросила Павла не оставлять на ночь перед дверью пакеты с мусором. «Я влип, —​ решил Павел. —​ Теперь соседка будет меня травить по каждому поводу, превратит мою жизнь в ад, и мне придётся искать новое жильё». Всю неделю Павел…

Продолжать не буду.​

Вы, наверное, уже догадались, что речь идёт об очередной ошибке мышления под названием «
катастрофизация». Те из нас, кто склонны к подобному когнитивному искажению, из всех возможных вариантов развития события выбирают самый ужасный и верят в него на все сто.

Более того, они верят, что, обдумывая его днём и ночью они —​ тадамс! —​ просто готовят себя к неприятностям для того, чтобы неприятности не застали их врасплох. А то, что значительную часть своего времени они проводят в лютом страхе, бессоннице и несварении желудка (или, как вариант, в непрерывном заедании своей тревоги), их как будто бы и не беспокоит.

​ Какие​ вопросы, заданные​ самим себе, тут могут​ помочь? Например, такие: «Какие ещё варианты развития событий, кроме самого страшного, в принципе могут быть? Какие из них наиболее вероятны?»

Привычка катастрофизировать такая же липучая, как привычка грызть ногти. Но если всякий раз бережно себя останавливать и не поддерживать пугающие мысли, она может пройти без следа. Говорю вам как человек, успешно с ней справившийся.