У больших компаний, таких как Apple Inc, Amazon, Microsoft (MSFT) настолько диверсифицированный бизнес, что даже специальные приложения не дают однозначной оценки касательно дозволенности инвестирования в такие компании, примером является подробно разобранные мною компании ПАО "Нефтяная Компания Лукойл" и Apple Inc.
В этой статье я решил помочь себе и подписчикам и подробно разобрать компанию Microsoft.
Microsoft предлагает множество программных и аппаратных решений как для коммерческого, так и для личного использования. Компания Microsoft, основанная Биллом Гейтсом и Полом Алленом в 1975 году в качестве разработчика операционной системы, была зарегистрирована как публичная компания в 1986 году и превратилась в одну из крупнейших технологических компаний с рыночной капитализацией более 1,6 триллиона долларов. С 1990-х годов Microsoft укрепила свои позиции лидера на рынке операционных систем с помощью своей ОС Windows, а также диверсифицировалась в другие бизнес-сегменты с помощью LinkedIn, устройств Xbox и своей платформы Azure.
Бизнес-сегменты Microsoft
Microsoft делит свой бизнес на три отчетных сегмента, разбивая результаты как по выручке, так и по операционным доходам: производительность и бизнес-процессы, интеллектуальное облако и прочие ПК. Эти сегменты классифицируются как по типу продукта, так и по демографии клиентов. Например, производительностьь и бизнес-процессы включают продукты для различных платформ и устройств, связанные с производительностью и коммуникацией, а прочие ПК ориентированы на продукты, разработанные для конечных пользователей, разработчиков и ИТ-специалистов.
Компания проходит по шариатскому фильтру касательно финансовых показателей и можно было смело дальше анализировать эту прекрасную компанию, с целью инвестирования и получения стабильных доходов, если бы не одно "но", а точнее два "но"!
Если посмотреть на детальную разбивку доходов компании в официальном отчете за 2019 год поданный в SEC (Комиссию по Ценным Бумагам США), то мы обнаружим следующее:
Источник: Официальный отчет SEC
Мы видим, что из общей выручки 125,843 млн долларов, 7,628 млн долларов приходятся на рекламный сегмент, и возникает следующий вопрос, а какую рекламу может показывать компания Microsoft, для изучения этого вопроса мы отправимся на сайт компании, где четко прописаны все правила.
Нас интересует все, что может противоречить Шариату, и есть 3 сегмента, которые нам нужно проверить:
1. Политика в отношении запрещенных продуктов и услуг
2. Политика в отношении азартных игр
3. Политика в отношении содержания только для взрослых
Политика в отношении запрещенных продуктов и услуг гласит, что запрещено рекламировать:
- Алкоголь
- Обманчивые продукты и услуги
- Наркотики и сопутствующие товары
- Опасные товары и услуги
- Фейерверки и взрывчатка
- Кормление грудью
- Табак и электронные сигареты
- Оружие, ножи, огнестрельное оружие и боеприпасы
Здесь все просто отлично, мы видим, что Microsoft запрещает рекламировать алкоголь и табак, и это прямо очень радует взор. Но дальше, к сожалению, хотя для нас как для верующих наверное все-таки к счастью, начинаются "сюрпризы".
Политика в отношении азартных игр гласит о том, что запрещено рекламировать азартные игры в определенных странах, таких как:
К этим странам очевидно можно добавить все Исламские страны и некоторые страны СНГ.
А есть страны, где казино и азартные игры разрешены, и в этих странах можно рекламировать азартные игры.
Это список дополнен почти всей Европой.
Показано даже, как эта реклама должна выглядеть:
Идем далее, остается Политика в отношении содержания только для взрослых, сама формулировка меня немного напрягла, и как показал дальнейший опыт не зря!
Чтобы выяснить что это за зверь такой, достаточно цитаты с сайта:
"Только утвержденные рекламодатели могут участвовать в программе рекламы для взрослых. Если вы являетесь одобренным рекламодателем, следуйте этим правилам на этой странице, чтобы ваши объявления были одобрены быстро.
Программу рекламы для взрослых поддерживают только следующие рынки:
Австралия, Канада, Франция, Германия, Новая Зеландия, Ирландия, Великобритания, США и Тайвань.
Определение Microsoft классифицирует рекламу как контент для взрослых, если на целевом веб-сайте есть контент откровенно сексуального характера, включая, помимо прочего:
- порнография
- Сайты знакомств с явным намерением сексуальных контактов, где контент веб-сайта содержит графические изображения на целевой странице или язык является графическим или явным по своему характеру.
- Сайты порно звезд и их личный бренд
- Сайты, где секс-игрушки являются главной особенностью сайта."
И даже показано, как эта реклама должна выглядеть:
Когда я проверял политику касательно рекламы азартных игр и казино, я подумал, что наверное не совсем правильно будет возводить всю компанию Microsoft в разряд запретных, учитывая, что эта реклама в любом случае показывается только в тех странах, где азартные игры разрешены.
Но разрешение рекламировать порнографию, даже если это всего лишь 9 стран, как говорится (beyond my comprehension) за пределами моего понимания.
Мне недавно отправили статью, в которой говорилось о том, что компания Microsoft прекратит заниматься интернет рекламой, я так обрадовался заголовку и прочитанному, что даже не удосужился проверить дату написания статьи и купил себе Microsoft в портфель. Сейчас решил проверить как идут дела с продажей рекламного подразделения и оказалось, что новость была от июня 2015 года, Microsoft не прекратил заниматься рекламой, и в некоторых странах рекламирует азартные игры и порнографию, я выдал желаемое за действительное и поторопился с покупкой, лично я буду Microsoft продавать (никогда не продавайте акции в минус, тем более если купили по незнанию, дожидайтесь пока выйдет в ноль или небольшой плюс, религия нам облегчает жизнь, а не усложняет), так как владение этой компанией противоречит моей главной философии и философии шариатского стандарта AAOIFI, запрещено инвестировать в компании, которые напрямую или косвенно торгуют запретным.
Итогом получается, что компания Microsoft получает доходы от рекламы мейсира и фахша (азартных игр и порнографии), и пусть это даже копейки в масштабах выручки компании, но из-за этого подразделения, эту компанию дозволенной никак назвать нельзя.
Компания Microsoft являет собой просто великолепный бизнес, который идет в ногу со временем, это одна из мощнейших компаний мира, я убежден (могу ошибаться), что с текущим менеджментом и политикой в целом, инвестирование в эту компанию даст хорошую прибыль и дивиденды на протяжении следующих 5-10 лет и больше, и возможно кто-то решит, что учитывая ограничения по странам в вопросе рекламы запретного, все-таки можно инвестировать в эту компанию, но мое мнение прямо противоположное, слишком много интересных историй, чтобы даже косвенно об это мараться.
А Аллах знает лучше!
Хотите научиться выгодно инвестировать с учетом шариатских стандартов?
Регистрируйтесь на мастеркласс по ссылке: www.islaminvest.ru