В статье рассматриваются вопросыинновационного развития транспортной отрасли и логистики при помощи внедрения такой бизнес технологии как блокчейн, известной своими впечатляющими преимуществами: безопасность, оперативность, «прозрачность» цепочек поставок и др. Немаловажное место в исследовании занимают выявленные результаты влияния технологии на экологическую составляющую устойчивого экономического развития. Изучен зарубежный опыт внедрения блокчейн-платформ в управление цепями поставок.
Ключевые слова: блокчейн;инновации;управление цепями поставок; транспортно-логистическая инфраструктура.
Наличие развитой транспортно-логической инфраструктуры является наиважнейшим элементом равномерного социально-экономического развития регионов Республики Беларусь. Актуальность применения инноваций в транспортной отрасли неоспорима для страны, которая является тысячекилометровым окном для стран Европы, России и Китая.
Инновационный подход признан ключевым в создании конкурентоспособной национальной экономики и предусматривает внедрениеинфраструктурных проектов, новейших прогрессивных IT технологий и оптимизации всех бизнеспроцессов.
Одними из ключевых составляющих транспортно-логистической инфраструктуры являются информационные технологии и инновации. Востребованность в высокоавтоматизированной оцифрованной сложной логистическойсхеме продиктована современным обществом.
Многие эксперты в области IT считают вторая интернет-революция принадлежит нашумевшей и получившей широкое распространение именно в создании криптовалют в 2008 году технологии блокчейн, которая по своей сути работаетв качестве распределенного реестра и лежит в основе новой, цифровой экономики.Блокчейн(англ.blockchain«цепочка блоков», изначально blockchain) – выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию[1].
Блокчейн в качестве эффективногодетоксаможет быть применим в различных сферах, таких как банковская и финансовая сфера, здравоохранениемедико-биологические науки, авторство, электронное голосование на выборах, цифровая идентичность и др. Стоит отметить, что первым примером использования блокчейн в Республике Беларусьпослужила банковская сфера [2].
Поскольку основнымизадачами логистики, в первую очередь, являются максимальное сокращение сроков доставки, упрощение документооборота и обеспечение безопасности и сохранности груза, сокращение транспортных и иных видов издержек, сфера транспорта и услуг все чаще использует блокчейн-технология, которая направлена на облегчение управления цепочек поставок.При использовании традиционных методов контроля за операциями в отношении перевозимых товаров создается ряд вызовов, таких как бумажный документооборот, сопровождающий перемещение груза в традиционной форме, заверение документов, двойнаяоплата и передача активов, которые зачастуюприводят к задержкам поставок и формируютзначительную частьзатрат.Ситуацию также осложняют и таможенные вопросы, связанные с декларированием грузов и разрешительной документацией.
Положительным примером может служить проект Deliverдля соединения различных платформ, а именно системы блокчейн таможенной очистки в Таможенной службе Кореи основанной на HyperledgerFabricи платформы Ethereum в порту Роттердама [3].Deliver является одной из новаторских инициатив в области управления цепочкой поставок, обеспечивающая надлежащую конфиденциальность информации и в то же время защиту данных от внешнего вмешательства, например, от попыток фальсификации.
Внедрение технологии блокчейн в существующую практику логистических и транспортных компаний (преимущества которой представлены на рис.1) позволит решить многие проблемы, с которыми компании сталкиваются в сфере транспорта и логистики.
На рис.1 выделены лишь основные преимущества от использования описываемой технологии, более того возможно заключение смарт-контрактов и контролирование финансовых аспектов целой операции.
Стоит учесть тот факт, что инновационное развитие транспортной отрасли не должно противоречить Целям устойчивого развития (англ. Sustainable Development Goals (SDGs)), разработанные ООН. Немаловажным аспектом при этомявляется то, что технология блокчейн может значительно повысить прозрачность и эффективность экологических проектов при управлении цепочками поставок.
Благодаря данной технологии информация для потребителей станет доступна и легко проверяема, например, сведения о добросовестности компаний начиная от производства продукции, использовании материалов и химикатов, утилизации мусора вплоть до отношения к сотрудникам компании.На всех стадиях движения от производителя до потребителятовар проходит через множество этапов, прежде чем он достигает полок магазина, в связи с чем блокчейн может использоваться для отслеживания продуктов и более того помогать уменьшить выбросы отходов, мошенничество и контрафакт, делая систему поставок более прозрачными.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы о влиянии блокчейн-технологии в разрезе управления цепочками поставок на экологическую составляющую устойчивого развития страны:
- прозрачность операций (если бы конечный потребитель мог иметь полную информацию о движении продуктов питания, это позволило бы приобретать местную продукцию, зная, что она на самом деле выращивается на местном рынке);
- сокращение выбросов в атмосферу (это также сократит выбросы углекислого газа из-за того, чтотовары подвергаемые быстрой порче должны доставляться в максимально короткие сроки);
- достоверность и доступность информации (блокчейны могут гарантировать, что, например, рыба, продаваемая на рыбном рынке, действительно поступила от добросовестного поставщика, или проверить, что пакет чая действительно пришел из заявленной производителем плантации).
В этой области существуют такие разработки как: Foodtrax, созданная компанией-разработчиком Blockchain Development Company, цель которой – отслеживать продукты питания от их происхождения до полки магазина; Provenace– это еще один блокчейн-проект, цель которого – сделать цепочки поставок более прозрачными.
Зарубежный опыт показывает, что число компаний из различных секторов, которые используют блокчейн, стремительно растет. Ведущий мировой поставщик услуг по разработке цифровых платформ и программного обеспечения – EPAM уже присоединился к Blockchain inTransportAlliance (BiTA) – крупнейшему в мире коммерческому альянсу блокчейнов, который разрабатывает лучшие практики этой технологии в сферах транспорта и логистики[4]. Блокчейнизацию логистики также рассматривают такие гигантские ритейлеры, как Wal-Mart, Amazon, AlibabaKestrel,Volkswagen AG, а такжепримером может служить украинская онлайн-платформа A2B Direct, которую впервые внедрили в СНГ.
Таким образом, вопросы оптимизации и диджитализации концептуально исследуются, однако коренных изменений в Республике Беларусь в области транспорта и логистики не происходит. При этом изученный зарубежный опыт показывает впечатляющий результат от внедрения данной технологии. Для того чтобы она заработала традиционному бизнесу необходимо пересмотреть свои процессы хотя бы нескольких аспектов перевозок, начиная с финансирования, гарантий и страхования и заканчивая мониторингом и полной документацией.
Инновационный путь развития экономики единственно перспективный, тем более в условиях кризиса, выйти из которого с наименьшими потерями можно только с помощью оригинальных бизнес решений, одним из которых является блокчейн. Благодаря новым решениям цепочки поставок станут более прозрачными и эффективными, что в долгосрочной перспективе принесет значительную экономию как компаниям, так и самим потребителям.