В современном мире есть иллюзия того, что при желании можно выучить любой иностранный язык, благо, что недостатка в контенте нет: хочешь, смотри новости, хочешь – сериалы, хочешь – слушай подкасты. Однако часто такое поглощение контента не даёт желаемого результата и создаётся впечатление, что масса времени уходит впустую, а языкового прироста как нет, так и не было.
На помощь вам придут хорошие качественные учебники!
В хороших учебниках соблюдается обычно базовые педагогические принципы обучения: последовательность, системность, постепенное наращивание трудностей. Это то, на чём должно строится любое хорошее обучение.
Например, в учебниках грамматический материал идёт от простого к более сложным, а лексические единицы отбираются по принципу их частотности в языке. К тому же, обычно на более продвинутых уровнях занятия построены вокруг определённых общих тем, например, культура, работы, дружба, развлечения и т.д. Это даёт некую структуру и системность для того, чтобы в голове было хранилось в определённых местах и при необходимости можно было вернуться к какому-то вопросу и ещё раз его повторить.
В-третьих, в учебниках равномерно представлены все виды речевой деятельности, продуманы упражнения, составлены вопросы. Т.е. проделана вся работа по тому, чтобы вы присвоили себе этот материал, т.е. чтобы он из внешних источников стал вашим внутренним достоянием.
В-четвёртых, в учебниках обычно продумана система повторения материала в той или иной форме, а также отслеживания своего прогресса.
Изучая язык без хороших учебников вы, скорее всего, просто утоните в море неструктурированной, несистематизированной информации, которая так и будет внешней по отношению к вам.
Хорошая, качественно подобранная учебная литература очень облегчает работу преподавателя. В противном случае то на него ложится непомерная нагрузка на подбор и дидактизацию материала – это, в общем то, коллективная, долгая, кропотливая работа, которую один человек не в состоянии сделать качественно. Конечно, это вовсе не означает, что работать надо только по учебнику, и ничего больше не делать. Но я всегда за хороший, интересный, структурированный учебник.
Когда учебники не подойдут
Конечно, наивно и глупо полагать, что в учебниках есть абсолютно всё. Недаром большинство учебников идут до уровня С1, а некоторые только до уровня В2. Это связано со многими причинами, основная из которых в том, что ни один даже самый прекрасный во всех смыслах учебник, никогда не поместит в себя весь вечно развивающийся и динамично меняющийся живой язык, а также огромный пласт нечастотной лексики, слэнга, фразеологизмов, социо-культурных особенностей и т.д. Поэтому, если у вас довольно высокий уровень владения языком, то скорее всего, ничего нового в учебниках для вас не будет.
Во-вторых, учебники не подойдёт, если у вас очень узкая сфера, в которой вы планируете применять тот или иной язык и вам нужна очень специфическая терминология и лексика. И хотя сейчас есть много отраслевых учебников, есть много и того, что в них не входит.
В-третьих, учебники могут не подойти, или подойти частично, если вам надо пока прокачать какой-то один навык, например, чтение по определённой теме, или если надо вообще уметь скорее читать, находить информацию, а не говорить или писать, например.
А какие ваши любимые учебники по иностранным языкам? Делитесь в комментариях!