Найти в Дзене
Академия re:Store

Как с помощью iPad создавать визуальный контент для артистов

В Академии re:Store с лекцией выступила Софья Миероедова (instagram.com/miroedova/) — востребованная российская художница, основатель онлайн-школы коммерческой иллюстрации miroedovaschool.com. Софья сотрудничает с известными издательскими домами, создавая оригинальную графику для таких изданий как GQ, Harper’s Bazaar, The Moscow Times, Сноб, РБК.

Участники лекции узнали, как реализовать свой художественный потенциал в сфере музыкальной графики, используя iPad и приложение Procreate. Во второй части занятия Софья разобрала работы зрителей и подсказала направления для развития и реализации.

Софья Мироедова
Софья Мироедова

С чего начиналась музыкальная иллюстрация?

История музыкальной графики началась ещё в XIV-XV веках с афиш и плакатов, которые зазывали на различные музыкальные представления. Развитие технологий позволило сделать сферу иллюстраций настолько интересной, что сейчас она привлекает внимание наравне с показами мод и шоу бизнесом.

В начале XX века основной тенденцией в оформлении музыкальных обложек было использование портретов музыкантов. Предмет рекламы изображался максимально реалистично. В данном случае это композиторы, дирижеры или музыкальные исполнители. Логичное развитие — вскоре место иллюстрации заменила фотография. Реализм вышел на еще более высокий уровень. Художественному ремеслу, графике и живописи пришлось перейти на другой язык. Они стали общаться со зрителя и слушателями, стараться передать эмоции и чувства. Это означало переход к абстракции.

В чём отличие абстракции от иллюстрации?

Стоит рассмотреть два ярких примера оформления музыкальных альбомов. Первый — обложка дебютного альбома «The Velvet Underground & Nico» одноименной группы, созданная Энди Уорхоллом.

-2

Второй — альбом группы Beatles «Yellow Submarine». Художником стал график Хайнц Эдельманн.

-3

Ярко-жёлтый банан в исполнении Энди Уорхола — чистейший эпатаж, иными словами абстракция. Он ничего не иллюстрирует, он неповествователен. Его нельзя воспринимать отдельно от истории поп-арта и самого мэтра. Появление этой обложки произвело фурор, это было очень необычно и ни на что не похоже. В этом заключается подлинное искусство, когда создающий переводит один художественный язык в другой.

То же самое можно сказать о книжной или журнальной иллюстрации. Транслирование текста на картинке посредством художественных образов. Но в музыке всё обстоит сложнее. Если переводить текст в картинку, то всегда есть ориентиры. Есть описание, как выглядят герои, какие чувства они испытывают. Можно писать абстрактное полотно или вполне конкретное, опираясь на данные. В случае иллюстрирования для музыкальной обложки есть вероятность столкнуться с рядом проблем. Ведь границ может не быть вовсе! Джаз, соул, современные джангл-мотивы, в которых нет текста и конкретных зацепок. Если музыка не купирована одним жанром, использует много акцентов, на помощь приходит абстракция.

В этом и заключается её отличие от иллюстрации, в которой всегда есть сюжет и конкретная история, как на обложке альбома группы «Beatles». На ней изображены сами музыканты, а также герои их песен. То есть, вполне чёткие и конкретные вещи. Она также произвела фурор в мире иллюстрации и долгое время служила источником для многих деятелей визуального искусства.

-4

Работа над иллюстрированием музыкального альбома начинается с его прослушивания. Нужно погрузиться в настроение, быть вовлеченным. Это настоящее вдохновение. Также важно создать тандем с заказчиком, учесть его идеи и пожелания. Поймать общую волну, иначе сотрудничества может не получиться.

Какая графика актуальна сегодня?

Если обратиться к современной иллюстрации, можно увидеть, что она уходит в абстракцию. Идет смешение двух направлений. Иллюстрация несет определенный посыл и идею, которые передаются аллегорически. Для этого используются гротескные формы или парафраз. Это территория сравнения и метафор. Иллюстрация может пользоваться этими приемами, но не переходить совсем в абстракцию. Главное помнить о том, что есть главная цель и сюжет. Есть конкретная история.

Например, глядя на обложку «Texas Sun — Khruangbin, Leon Bridges», возникает чувство дороги. Это знакомое всем ощущение, определённое состояние и направление мысли. Быстрая смена картинки, предвкушение приключений — составляющие захватывающего путешествия. Это именно иллюстрация, пусть она не передаёт конкретный текст, но она рассказывает целую историю музыкантов. Простая трансляция образа. Главное в музыкальной графике сегодня — это развитие повествовательного жанра.

-5

Направления музыкальной графики

Обложка — это только часть музыкальной индустрии. Кроме этого существует множество адаптаций под разные форматы и носители. Например, сувенирная продукция, создание комиксов, оформление веб-пространства. Приступая к иллюстрации под одну конкретную задачу, важно помнить, что дело этим может не ограничиться. Нужно создавать картинку, которая будет способна к оптимизации. Если иллюстрация создана в растровой графике, то это должно быть максимальное разрешение. Часто может потребоваться перевод в векторную графику, т.е. трассировка изображения. Это стоит колоссальных усилий, придётся идти на жертвы. Поэтому логичнее сразу использовать вектор и раскладывать картинку на слои. В творческой эйфории от работы важно не забывать о технических моментах, всегда создавать «бэкап» работ и хранить исходники.

Верные спутники — iPad и приложение Procreate

iPad — отличный инструмент для разработки оригинальной графики. Компактный и мобильный формат позволяет брать его с собой в самую гущу событий. Концерт, выставка, берег моря — ощущение живого рисунка в любой точке и условиях. Софья выполняет все работы в программе Procreate. Считает, что в ней есть всё лучшее из Photoshop без лишнего функционала. Это один из лучших графических редакторов, можно рисовать линейно или живописно, ведь возможности программы очень широки. Для вёрстки лучше использовать десктопные программы, а также проверять цветопередачу на нескольких носителях. Приятный бонус Procreate — автоматическое сохранение процесса рисования в формате timelapse.

Заключение

Работая над оригинальной графикой для музыкальных альбомов важно держать в голове три составляющие:

1. Музыкальное произведение само по себе. Не текстовую составляющую, а именно настроенческую. Именно то, как музыканты разговаривают на языке музыки;

2. Текст. Смысловая нагрузка, о чем поют музыканты. Название песен или композиций, если текста нет;

3. Мнение музыканта, мнение заказчика;
4. Технические аспекты.

-6

Смотрите видеозапись лекции: https://youtu.be/pzlmj2wStYY

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Академия re:Store

Актуальное расписание лекций и мастер-классов: https://www.re-store.ru/academy