Найти в Дзене
Сергей Иващенко

Как в советском кино изображали белых

Многие наверняка обращают внимание на то, как в современном кино показана советская действительность: мерзко, гадко, чудовищно, ужасно, уныло, убого и т.д.

Особняком стоят современные фильмы про Великую Отечественную Войну, в которых обязательно есть сволочь особист или НКВДшник, который мучает, пытает, истязает, насилует, уничтожает главных героев, а те несмотря ни на что, мужественно продолжают сражаться за свое Отечество.

Про гражданскую войну нынче снимают не так часто, но то что снято ранее - все та же однобокая и примитивная картина: были чистые сердцем и разумом белогвардейцы и грязные свиньи красноармейцы.

Таковы фильмы "Адмирал" и "Гибель империи", например. Сериал "Троцкий" я в расчет не беру - он больше похож на американские комиксы или японское аниме, чем на исторический фильм - этакая дешевая развлекаловка.

Хорошо, что нынешние режиссеры настолько бездарны, что неспособны сделать фильм запоминающимся, хотя бы на время. И это спасает неокрепшие молодые умы от извращенного понимания истории.

Советский кинематограф сделал довольно большое количество фильмов, где так или иначе затрагивалась тема белого движения.
Деятели киноискусства в #СССР пытались осмыслить события гражданской войны с разных сторон.

Удивительно, что не было снято ни одного фильма, где белогвардейцы или их сторонники однозначно отрицательные герои. А, впрочем, что здесь удивительного? Ведь а стране советов занимались культурой, а не порнографией.

Воспитание любви к истории было поставлено на высочайший уровень. Любви ко всей истории, не только к октябрю 1917-го...

В трилогии про неуловимых сложен и неоднозначен образ штабс-капитана Овечкина. Да, конечно он заклятый враг главных героев, но разве режиссер фильма изображает его моральным уродом, посмешищем или дебилом?

Нет, ничего подобного, он талантлив, умен, честен, готов отдать жизнь за свои идеалы. Армен #Джигарханян настолько обаятелен, что в этом фильме невозможно болеть против него и это не случайность, такова задумка авторов фильма.

В "Короне Российской Империи" есть потрясающий диалог между Овечкиным и адьютантом Кудасова:

- Я часто задаю себе вопрос, Пётр Сергеевич… а зачем это мы всё делаем, если не ради денег? Во имя убеждений?
- Мои убеждения, поручик, как, впрочем, и всё самое святое, остались в прошлом. Вот во имя этого прошлого!

Это безграничное уважение к людям, оставшимся без Родины и этот текст не мог попасть в фильм случайно.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

А вот другой образ офицера белой армии - поручик Брусенцов, из фильма "Служили два товарища" . Возможно лучшая роль Высоского в кино. Зачем он нужен авторам произведения - неужели только для того, чтобы застреллить одного из двух главных героев в концовке фильма? Зачем его так четко прописали как действующее лицо картины? Даже сделали любовную историю именно с ним, а не с красноармейцами.А вот другой образ офицера белой армии - поручик Брусенцов, из фильма "Служили два товарища" . Возможно лучшая роль Высоского в кино. Зачем он нужен авторам произведения - неужели только для того, чтобы застреллить одного из двух главных героев в концовке фильма? Зачем его так четко прописали как действующее лицо картины? Даже сделали любовную историю именно с ним, а не с красноармейцами.

А когда он погибает предварительно обвенчавшись с любимой женщиной - разве это не вызывает у нас сочувствие и сострадание? Разве не встает перед нами картина страшной трагедии тех людей, которые в давке рвались на пароход, чтобы спастись от большевиков.

Есть в фильме еще одна сцена, которая повергает в шок - когда отряд белых окружен и стоит на побережье по колено в воде. На предложение сдаться ответ следует невероятный - старший офицер разворачивается к морю и идет топиться, остальные увидев это - следуют его примеру.

Для чего нужна эта сцена - для того, чтобы мы понимали сложность и неоднозначность Гражданской войны, чтобы мы ощутили боль и трагедию русских людей, не готовых принять новые порядки.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Для нас это писали советские авторы, для нас это снимали советские режиссеры. Ну не были они одноклеточными существами вроде нынешних "деятелей эстрады и кино",  которые смотрят на историю просто - как проститутка на сифилис.

У современных "творцов" есть один тупой голливудский стандарт: плохие парни и хорошие, все - думать и анализировать эта "творческая интеллигенция" не умеет.

В контексте нашего разговора нельзя не вспомнить фильм "Бег". Фильм, который без всякого 3D создает эффект присутствия. Очарование Савельевой, взгляд Дворжецкого, игра Баталова, неподражаемость Ульянова - все это реквием белому движению, великолепная картина о сломанных судьбах людей, оставшихся без России.

Пьеса советского писателя Михаила Булгакова экранизированая советскими режиссерами: Наумовым и Аловым, в которой столько граней, что описать их можно только в нескольких томах.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Даже в знаменитом фильме #Чапаев 1934-го года каппелевцы показаны мужественными и бесстрашными воинам, готовыми погибнуть за свои убеждения и красноармейцы не испытавают к ним ничего кроме уважения.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Можно вспомнить и "Адьютанта его превосходительства" где офицеры белой армии представлены достойными людьми, выполняющими свой воинский долг. И ни намека на то, что они злодеи, палачи, убийцы. Нет этого в фильме.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Эх дошло бы до нынешних творцов кино, что нужно культивировать любовь к истории, а не ненависть. И тогда запомнят тебя - автора или режиссера, надолго запомнят...