Я вспомнил о другом спектакле, поставленном более удачно, но все равно оставившем тяжелый осадок. Он назывался «Свободная любовь». Сюжет пьесы следующий. Юная актриса снимает дешевую квартиру. Она с любопытством осматривается в ней и видит открытую дверь в соседнее помещение.
Заходит туда и знакомится с молодым человеком, обитающим в той квартире. Начинается веселый, непринужденный разговор на самые различные темы. Видно, что он ей нравится.
А потом девушка вдруг удивленно замечает, что сосед стряхивает пепел от сигареты на стол, а не в пепельницу. Выясняется, что он слепой, совершенно слепой. Он ничего не видит, а в помещении ориентируется на ощупь. Между ними завязываются радостные и одновременно мучительные отношения. Молодой человек нравится ей, хотя она видит его слепоту и беспомощность. Выясняется, что деньгами его поддерживает мать, которая живет в другой квартире. Она известная писательница, ее произведения повествуют о том, как слепой мальчик сумел победить свой недуг и многого добиться в жизни. Он совершает подвиги и чудеса несмотря ни на что.
У зрителя возникает внутренний вопрос: какой же должна быть мать, родившая слепого ребенка? Зрение — это сознание. Ненависть слепит глаза. Значит, вероятно, у этой женщины могла быть ненависть к мужу, к окружающему миру или к самой себе. Немногие знают, что постоянное недовольство собой, плохие мысли о своей судьбе в подсознании выглядят как ненависть к себе, своим детям и будущему. Эта ненависть может привести к тяжелым заболеваниям самого человека, его детей и внуков. Ненависть свойственна гипертрофированному сознанию. Глупый не будет ненавидеть. Чем умнее и сильнее человек, тем скорее может вспыхнуть у него в душе ненависть при крахе его главного богатства, то есть сознания.
Когда по ходу действия на сцене появляется мать молодого человека, понимаешь, что есть связь между ее внутренним состоянием и здоровьем ее сына. У нее нет мужа. Это вполне понятно, потому что она не умеет уступать и подчиняться. Эту женщину отличает непрерывное ощущение своей правоты. Она до сих пор возмущена тем, что сын не захотел жить рядом с ней, вышел из-под ее контроля, перестал ей подчиняться. Она крайне этим раздражена.
Актриса прекрасно справляется со своей ролью. Она четко выстраивает эмоции своего персонажа. С первых же минут появления на сцене матери, пришедшей к своему сыну, чувствуешь какую-то странность, что-то непонятное, что трудно описать словами. Неожиданно осознаешь, в чем дело. Любви у этой женщины нет. Сострадания не ощущается, привычных ласковых, заботливых и утешительных слов нет. Виден комплекс и подсознательный стыд за то, что ее сын инвалид. Вероятно, и книги-то она писала для преодоления этого комплекса. В первую очередь она хочет состояться как умный, волевой и успешный человек, а ее ребенок — это жертва, на которой она обкатывает свои устремления.
Противоположностью матери является молодая актриса. Она ведет себя подчеркнуто безнравственно и вызывающе. Писательница живет строгими канонами правоты, порядочности и нравственности. При виде молодой разнузданной девчонки у нее сразу же возникает отторжение. И вот они остаются наедине, между ними должна состояться дуэль. И выясняется, что главная задача матери — защитить своего сына от любви. Любовь приносит страдания — мать это четко понимает. Для нее счастье — это исполнение целей и желаний, это отсутствие боли и бед. Любовь, которая соседствует с болью и потерей, должна быть отброшена. А молодая женщина пытается отстоять право на боль и страдание.
По мере того как смотришь спектакль, начинаешь понимать, что две женщины представляют собой две стороны одного и того же процесса. Старшая поклоняется духовному счастью, младшая — материальному. Поклонение материальному развращает. Молодая женщина готова сожительствовать с неприятным ей режиссером. Это ее шанс улучшить карьеру. Она с легкостью готова к любым сексуальным приключениям. Она поклоняется телу и своим желаниям.
Рано или поздно все это отзовется проблемами с семьей и детьми. Но преодолеть зависимость от материального ей легче, чем умудренной опытом писательнице победить свою духовность.
Для той поклонение идеям, воле, сознанию наглухо закрывает путь к любви. И этот подсознательный дьяволизм продолжает увечить душу писательницы. Рано или поздно происходит то, что должно произойти. Легкомысленная артистка объявляет о том, что она уходит из квартиры и переезжает жить к режиссеру. Он ставит безнравственные спектакли, он толстый и некрасивый, но при этом он добродушный парень и может помочь в жизни. Так девушка крушит свои идеалы и принципы ради материального благополучия. И все же она оказывается ближе к любви, чем принципиальная писательница. Однако в конце концов девушка уходит, и несчастный молодой человек остается с матерью.
Он сломлен, ему нужна хотя бы капля душевного тепла. Он просит мать помочь и согласен вернуться к ней. И вот здесь происходит нечто странное. Женщина сухо и буднично говорит: «Я должна подумать». На первый взгляд это совершенно нелогично, ведь она сама постоянно требовала, чтобы он вернулся домой. Почему же сейчас она не проявляет ни малейшего сострадания и хочет его растоптать? Через некоторое время приходит понимание. Писательница живет не любовью, а самоутверждением, повышением своего статуса. Она топчет своего сына и унижает его, чтобы насладиться своей победой и подчеркнуть его зависимость. В этот момент она по-настоящему счастлива, поскольку она победила.
И вот эта мертвая душа уходит, а ее сын остается в одиночестве. В его душе отчаяние и уныние. Он не понимает, что любовь никогда не бывает несчастной, что боль и потеря не убивают любовь, а очищают ее от зависимости и привязанности. Он на ощупь открывает воду в ванной. Затем ложится в нее и режет себе вены. Концовка для спектакля мрачноватая.
И вдруг неожиданно появляется юная артистка. Она подбегает к нему, отбрасывает нож в сторону, а затем они вместе радуются жизни и любви.
Хеппи-энд состоялся, но в него не веришь. Зрителю бросили кость, чтобы он не очень грустил. Победила не любовь, а случайность. Возвращение юной женщины должно было выглядеть закономерным. Любовь должна притянуть к себе любовь. Подобное притягивает подобное. Мы любим человека за то, что он умеет любить. Депрессивных, обидчивых, унывающих, жадных на чувства не любят. Возможно сострадание, но оно перейдет в любовь, лишь если разовьется ответный импульс. Видишь, что актриса вернулась только для того, чтобы утешить героя, но потом она уйдет, с ним она не останется.
Я задал себе вопрос: почему? Потом понял: любовь — это цель, а человек — средство. Если человек обижает, уходит или умирает, любовь должна уходить к Богу, это чувство неприкосновенно и может только увеличиваться. Поверить, что молодая женщина вернется, можно было бы только в одном случае: если бы зритель видел, как, невзирая на боль и проблемы, в душе молодого человека растет чувство любви. Это чувство становится ценностью, которую у него никто не отнимет — ни мать, ни ветреная знакомая.
Если бы зритель увидел, как он пытается сохранить, удержать это чувство и отбрасывает взятый нож, то возвращение любимой женщины было бы наградой, а не спасением. Да, в жизни бывает и спасение, но это спасение все равно будет наградой за хотя бы подсознательно правильно выбранный путь.
Наша жизнь — это школа любви. И если уж мы поступили в эту школу, мы должны учиться. А в спектакле сиюминутное сострадание просто спасло человека от трагедии и смерти. Что называется, повезло. Закономерным представляется распад, разложение и потеря внутренней энергии. Чувство любви в пьесе закономерным не ощущается. После спектакля я посмотрел поле актеров и увидел у всех, особенно у главного героя, программу самоуничтожения. То есть после такого спектакля через некоторое время можно заболеть. Внутреннее чувство безысходности в нем не преодолено. Эту пьесу, кажется, написала женщина, американка. Она совершенно точно описала психологическое состояние героев. Но, вероятно, она не увидела выхода из сложившейся ситуации. Судя по всему, этого выхода не увидел и режиссер. После этого спектакля я несколько дней носил в себе чувство сожаления и неверия в будущее. Однако спектакль все-таки произвел сильное впечатление, может быть, потому, что достаточно наглядно была показана опасность духовности, утерявшей любовь. Самым духовным и самым талантливым существом на свете является дьявол. Может быть, тяжелое чувство после спектакля тоже воспитывает и подталкивает нас к любви. Кто знает? Со временем нужно будет опять вернуться к этому вопросу.
После спектакля всем актерам дарили цветы и даже плюшевые игрушки. Очень обаятельный актер, исполнявший роль режиссера-новатора, получив вместе с цветами плюшевого мишку, начал его укачивать и приложил палец к губам. Мол, тише, не мешайте ему спать! А вот актрисе, сыгравшей роль жестокой матери, никто цветов не подарил. К сожалению, большинство зрителей отождествляют актера с ролью, им сыгранной. То ли от нашей неразвитости, то ли от того, что театр не показывает главного конфликта. А суть в том, что актер и его персонаж должны быть едиными и отделенными друг от друга одновременно. Чем резче ощущается граница между личностью актера и персонажа, чем сильнее борьба этих противоположностей, тем легче зрителям ощутить чувство любви и благодарности. Тогда театр становится настоящим лекарством для души человека.
С. Н. Лазарев Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2.
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!