Моя мама мечтала, чтобы я получила самое лучшее образование. Нормальное желание для родителя, в чём-то даже похвальное. Кто бы спорил. Но, как часто бывает, желания и возможности совпадали не всегда. В итоге я смогла на своём опыте оценить шесть школ: элитную гимназию, физико-математический лицей, две общеобразовательных школы у дома, частную и экспериментальную.
Сразу скажу, что гимназия в моём личном списке занимает непочётное шестое место. То есть обычные школы по факту дали мне больше знаний и возможностей, чем раскрученное заведение с титулованными учителями и множеством наград.
Не могу сказать, что знаний там не давали. Давали, конечно. Но социальное неравенство слишком сильно бросалось в глаза. И не просто бросалось – некоторые учителя делали всё, чтобы «неугодные ученики» в школе надолго не задерживались. Если вы думаете, что к неугодным относились хулиганы и двоечники, то вы ошибаетесь. Неугодными были мы – дети, чьи родители не могли подарить классу компьютер, оплатить ремонт, и другими способами поддержать статус элитного заведения, в котором всё только самое лучшее.
Можно ли получать знания в обстановке постоянной травли? Можно, но очень тяжело. Хотите ли вы такую участь для своего ребёнка? Я точно нет.
В лицее всё было несколько лучше. Но о нём я вряд ли смогу рассказать много, поскольку после постоянного прессинга в гимназии, не выдержала и взбрыкнула. Мой переходный возраст начался в двенадцать лет, я больше не хотела быть «элитой», я хотела жить. И добилась того, чтобы меня отправили в простую школу около дома, где наконец-то выдохнула и смогла нормально учиться, не отвлекаясь на упрёки в сторону недостаточно обеспеченной семьи.
К тому же и семья моя перестала быть такой уж малообеспеченной. Девяностые подходили к концу, родители смогли найти свою нишу, и мама вернулась к своим мечтам о моём чудесном образовании.
Два года я провела в частной школе – и именно там оказалось, что я не такой уж гуманитарий, как считала раньше. В маленьком классе, с внимательными учителями, я полюбила точные науки. Впервые вышла на сцену. Приняла участие в НОУ. В общем, смогла раскрыться, за что очень благодарна и школе и учителям и родителям.
Интересно, что в частной школе вопрос о неравенстве не стоял, хотя уровень доходов у родителей по-прежнему отличался. Разве что совсем уж бедных не было. Но компьютерные классы и прочие прелести уже входили в стоимость образования, а значит, дополнительных вложений не требовали.
Увы – 98-ой год больно ударил по финансовому положению нашей семьи (да и не только нашей, что уж греха таить). Так что последние пару лет я опять училась в самых обыкновенных учебных заведениях. И не могу сказать, что сильно от этого пострадала. Там были прекрасные учителя, которые относились к ученикам как к родным. А мы отвечали им взаимностью. С некоторыми из них я общаюсь до сих пор, хоть и провела с ними только год своей жизни.
А сейчас у меня подрастает дочь, и я всё больше задумываюсь о её будущем. Хочу ли я для неё прекрасного образования? Да, конечно хочу. Поэтому я сейчас изучаю инвестиции, ищу новые варианты заработка, чтобы отдать её в частную школу. Ну а если нет, то тоже не страшно – обычная школа может подарить ей множество возможностей. Главное, чтобы она не оказалась гимназией. Да ещё и элитной…