Уже в середине XIX века стало понятно, что массовое применение нарезного оружия, пусть и заряжающегося ещё с дула, ведёт к неприемлемым потерям кавалерии, атакующей в конном строю. И все кавалерийские части стали преобразовывать в драгунские — ездящую пехоту, ходившую в атаку в пешем строю со штыками на перевес.
В Первую Мировую войну кавалеристы сидели в окопах, как и пехота.
Но у гражданских войн свои законы — война по всей стране всех со всеми, без чётких линий фронтов - сплошные рейды и налёты. Разруха в промышленности и, как следствие, голодный паёк на боеприпасы. Поэтому, карабин за спину, шашку в руку и кавалерийская лава на лаву, как в XVII веке!
Именно из героев гражданской войны вышли будущие маршалы и генералы Великой Отечественной, которые и пестовали в 30-е годы кавалерийские корпуса, снабжая их самым современным автоматическим стрелковым и зенитным вооружением, артиллерией, включая миномёты. И даже полки лёгких танков входили в их состав. Эти корпуса должны были идти в глубокие прорывы в соответствии с тогдашней концепцией войны малой кровью и на чужой территории.
Кавалерийская дивизия состояла из четырёх кавалерийских и механизированных полков, отдельного конно-артиллерийского дивизиона, зенитно-артиллерийского дивизиона и других специальных частей и подразделений. Личный состав 9240 человек, примерно 8 тысяч лошадей, 34 лёгких танка, 18 бронемашин, 32 полевых, 16 противотанковых и 20 зенитных орудий, 64 миномёта.
На учениях это выглядело красиво, но реальная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, от них сильно отличалась.
Немцам удалось уничтожить большую часть советской авиации ещё на аэродромах.
При господстве в воздухе германской авиации, советские части, двигавшиеся по железным и шоссейным дорогам, несли от неё огромные потери.
Большая часть горючего и боеприпасов оказалась быстро захвачена на приграничных складах. Танки, оставшиеся с пустыми баками, пришлось бросать и хорошо, если ещё удавалось их перед этим подорвать.
Самыми боеготовыми в этих условиях оказались именно кавалерийские части. Располагая собственным «транспортом», не привязанным к дорогам и способным продержаться в летнее время на подножном корму, они быстро перебрасывались к важным транспортным узлам, к которым рвались немцы, и развёртывали там оборону. Кавалерийские рейды по растянутым коммуникациям противника наносили ему большой урон и замедляли его наступление. Особенно прославился такими рейдами под Москвой в 1941 году 2-й гвардейский кавкорпус под командованием генерала-майора Л. М. Доватора.
Поэтому, не только прекратилось, начавшееся до воины, преобразование кавкорпусов в механизированные, но началось формирование новых. В том числе и казачьих.
Рассказывают, что Сталину поступил донос, на то, что советским кавалеристам выдают шашки с расконсервированных складов царской армии с «контрреволюционными» надписями на клинках: «За Бога, царя и Отечество!» Когда он спросил у пришедших к нему, по вопросу оснащения казачьих дивизий, генералов — правда ли это? То они, слегка смутившись, ответили, что правда. Тогда вождь задал следующий вопрос: «А хорошо ли те шашки рубят?» И когда услышал, что хорошо, то заявил: «Вот и рубите «За Бога, царя и Отечество!»» Тогда казачки так раздухарились, что попросили придать казачьим дивизиям самоходки вместо танков. Вот они с самоходками до конца войны и рубили врагов, как капусту.
Так советская кавалерия и прошла все дорого войны и участвовала в штурме Берлина. За годы войны 143 кавалериста были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Расформирована она была только в середине 50-х годов. Но остались два кавалерийских полка: один при «Мосфильме», а второй при «Ленфильме» - для участия в батальных сценах исторических фильмов. В них служили спортсмены-конники и работники ипподромов и конезаводов.
У немцев кавалерийские эскадроны были при артиллерийских частях. Артиллерия — это конечно грозная сила, но на марше она уязвима, так как ей нужно время, чтобы успеть развернуться из походной колонны в сторону нападающих, поэтому и должны сопровождать колонну конные разъезды.
Были в Вермахте и свои казачьи войска во главе с генералом Красновым, повешенным после войны предателем. Достаточно многочисленная кавалерия была и у союзников Германии: Италии, Румынии и Венгрии. Именно кавалерии обязаны итальянцы своей чуть ли не единственной победой на восточном фронте, когда они порубали целый пехотный полк.
А многочисленные кавалерийские части Франции и Польши в начале войны не помогли своим странам долго продержаться. Правда, когда Красная армия вошла в западные Украину и Белоруссию, польские кавалеристы бросались с саблями на наши танки — аж искры летели. Оказывается, что пропагандисты им до войны говорили, что у русских танки из фанеры. Судя по тому, как поляки опять наглеют, американские пропагандисты говорят им то же самое.