Во всем мире для стартапов действует правило FFF/3F: начальные средства берутся из трех источников
Family, Friends and Fools
FAMILY (Семья) у всех нас есть семья, есть родственники, у которых возможно есть заначка в пару миллионов. Начинать стоит именно с них, так как нет более лояльных людей, чем близкие люди.
FRIENDS (Друзья) Ваше близкое окружение. Этих людей Вы уже знаете, будет проще презентовать свой проект и не бояться. Если не получиться найти деньги, как минимум научитесь ПИТЧИТЬ. Встречи должны быть регулярными. После каждой встречи задавайте пару вопросов:
"как думаешь, среди твоих знакомых есть те, кому это могло бы быть интересно?"
"а может есть те, кто возможно общается с потенциальными инвесторами?"
FOOLS (ДУРАКИ) я бы не назвал людей с деньгами- дурками. Правильное определение, это -БЕЗУМЦЫ. Безумцы потому, что инвестируют на самых ранних стадиях или даже идеи, когда нет практически ничего, кроме презентации и горящих глаз предпринимателей. Но эти безумцы «снимают самые сливки». А ещё инвесторы этого типа мечтают «оседлать единорога»
Это основные правила для поиска денег стартапу, но давайте чуть подробнее, разберём инструменты не только для стартапа.
СОБСТВЕННАЯ КЛИЕНТСКАЯ БАЗА
Если у вас есть текущий бизнес, то таким доверием по отношению к вам обладают ваши же клиенты! Они в априори относятся к вам лояльнее, чем некий "холодный контакт", т.к. уже были потребителем вашей продукции.
Инвестор может даже не разбираться в вашей теме, но, если он вам доверяет, то, скорее всего, он даст деньги.
TELEGRAM ЧАТЫ
На просторах телеграмм множество бизнес/инвест чатов, такие чаты можно купить или спросить у знакомых предпринимателей.
Кстати, своего первого инвестора на 4млн. я нашёл именно в телеграмм. Также я создал свой TGканал по поиску инвестиций. (Ссылка в шапке профиля.
СТОРИТЕЛИНГ – искусство донесения информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и призывают к действию. По сути это пост в соц. сетях. В вашем случае пост, который рассказывает о том кто вы, чем занимаетесь и зачем привлекаете инвестора. Отличный пример сторителинга есть у моего друга Кости-Дизайнера. Его пост за одну ночь набрал более 100 репостов. (Если интересно пиши в Директ, скину ссылку на пост)
НЕТВОРКИНГ- наше всё. Однажды на одном бизнес-тренинге спикер задал вопрос в зал: "А как вы думаете, как делался бизнес во времена, когда не было соц. сетей, телефонов и интернета?". Я задумался. Ответ был очевиден - нетворкинг .Люди ходили на мероприятия, тусовки, общались, знакомились и обменивались контактами. Сегодня это называется нетворкинг. Ходите на различные мероприятия платные и бесплатные, знакомьтесь с людьми.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ- в интернете существует множество специализированных площадок, на которых предприниматели размещают свои проекты и получают отклики от инвесторов.
ИНВЕСТ БРОКЕРЫ- Есть такие люди, которые занимаются привлечением инвестиций и берут процент с привлеченной суммы. Я один из них) Но будьте готовы при работе с брокером внести предоплату и отдать от 5 до 15% от суммы привлечённых средств. Запомните, люди которые умеют находить деньги в проект всегда были и будут высокооплачиваемые. Также грамотный брокер предоплату на упаковку проекта и эксклюзивное право привлечения инвестиций.
РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ (Сайт+трафик)
Почти все бизнесы сегодня привлекают клиентов через интернет.
Если у Вас есть уже бизнес, Вы умеете добывать заявки, обрабатывать их, Вы хорошо продаёте, можете использовать данный метод для привлечения инвестиций.
ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ/АКСЕЛЕРАТОРЫ
На эту тему нужно будет писать отдельный пост. Но лично мое мнение: в России к фондам стоит идти продвинутой стадии seed, когда есть уже не только команда и продукт, но и ясные каналы продаж и получения прибыли. Минусы фондов- это бюрократия. И долгое принятие решения, от 3 месяцев до года.