Представители бизнеса дают власти бескорыстные и работающие советы. Когда, наконец, сработает инстинкт самосохранения и чиновники прислушаются?
В последние дни именно от представителей частного бизнеса слышны высказывания с правильными как стратегическими, так и тактическими шагами, которые однозначно сработали бы, прислушайся к ним власть прямо сейчас.
Совладелец DNS Дмитрий Алексеев не лоббирует включение именно его компании в привелигированные списки, а призывает обеспечить спрос потребителей — для этого начать выплачивать безусловный доход на период карантина.
Всем бы гражданам раздали, не знаю, по 15 000 — 20 000 рублей, это бы оживило рынок, оживило бы деловую активность, как следствие этого. Это самая правильная вещь — помогайте потребителю, чтобы он тратил, имел деньги для того, чтобы потратить. И это поможет бизнесу.
ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВ
Попытки «спасать» конкретные компании путём запретов, привилегий и других нерыночных механизмов создают искажения и подрывают уже эффективные бизнесы. Например, вроде бы благая идея субсидировать доставку еды агрегаторам делает неконкурентоспособными компании, которые построили собственную систему доставки. Об этом ёмко пишут основатель «ДоДо Пиццы» Фёдор Овчинников и известный уральский предприниматель Иван Зайченко (сеть «Сушкофф» и магазины «Жизньмарт»).
По критическим позициям — маски, тесты, аппараты ИВЛ — власть пошла привычным путём ограничения конкуренции и раздачи заказов «своим». Поведение слона в посудной лавке — самое мягкое сравнение.
После выхода из карантина рынок будет совершенно другим, и определить, какие сервисы и магазины будут востребованы, может только потребитель. Но для этого необходимо обеспечить спрос. Выдайте деньги напрямую людям! Это их налоги! Именно этого должны сейчас требовать от власти все, у кого есть голос.
Без малого сто лет назад, в 1921 году, после разорительных лет военного коммунизма, большевики вынуждено провозгласили НЭП — новую экономическую политику. За три года, несмотря на абсурдные идеологические препоны, миллионы предпринимателей, кооператоров и независимых крестьян вновь накормили страну, была отменена карточная система распределения и появилась надежда. Как жаль, что это был лишь глоток воздуха перед погружением в десятилетия несвободы и нищеты...
Стране на пороге экономической катастрофы нужен новый НЭП. Или называйте это как угодно:
1. Недопущение нищеты и социальной катастрофы — обеспечить прямые выплаты гражданам на весь период карантина и безработицы.
2. Радикальное дерегулирование бизнеса — роспуск проверяющих органов и регуляторная гильотина.
3. Сокращение доли государства в экономике.
4. Радикальное снижение налогов на зарплату и НДС. Выпадающие доходы компенсировать секвестром (сокращением) бюджетов чиновничьего аппарата, военных и полицейских расходов и прожектов госкомпаний. Расширить только социальные статьи — образование и здравоохранение.
5. Отменить абсурдные ограничения гражданских свобод — люди должны иметь право открыто высказывать разным ветвям власти обратную связь на выборах всех уровней.
Когда, если не сейчас, начать требовать соблюдения своих гражданских прав? Спрашивайте с депутатов, подписывайтесь под коллективными письмами, не заискивайте перед чиновниками, требуйте от них результата.
Снижение или даже обнуление процентной ставки Центробанка, смягчение или полное отмена Минфином бюджетных правил, налогов на валютные спекуляции, временное внедрение прогрессивного налогообложения, включение печатного станка, распечатывание Фонда национального благосостояния (ФНБ), кадровые перестановки. Такой разнообразный список мер спасения экономики на грани обвала предложили академики и бывшие сотрудники правительства. Какую модель роста мы должны профинансировать таким образом? Ответ пока расплывчат: несырьевую с акцентом на человеческом капитале. В этом описании не хватает главной характеристики - отсутствие барьеров для появления новых центров прибыли.
Российская академия наук (РАН) подготовит предложения в общенациональный план действий по восстановлению экономики, который президент Владимир Путин поручил правительству подготовить к 1 июня. Об этом сообщил в четверг в рамках Московского академического экономического форума президент РАН Александр Сергеев.
Участники онлайн-форума попытались оценить, каким будет падение ВВП России в этом году с учетом накопившихся за время стагнации проблем нефтяного коллапса и шока, вызванного пандемией. Оценки отличаются в разы.
Например, по прогнозу главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача (ранее работал в Минэкономразвития), в этом году экономический спад может составить 5% при цене нефти около 34 долл. за баррель.
Аналогичные ожидания у национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Александра Дынкина. Ссылаясь на опережающие индикаторы, он прогнозирует падение ВВП РФ по итогам года на 5,5–6%.
Более тревожные прогнозы делает академик РАН Абел Аганбегян. «В 2020 году у нас будет глубокий структурный кризис, - сообщил он. - По моему мнению, ВВП снизится примерно на 8%, реальные доходы упадут на 8–10%. Число бедных увеличится с 18 млн человек до 30 млн и даже, может быть, больше ».
По мнению Аганбегяна, этот кризис в социальном плане будет намногоже, чем кризис-2009. Особенно если учесть, что «реальные располагаемые доходы снизились на 8% еще до сегодняшнего кризиса, в период стагнации, и число бедных выросло уже на 5 млн человек в предыдущие годы». Наконец, настоящую катастрофу предсказывает член президиума РАН Роберт Нигматулин.
Он предоставляет способ расчета, в основе которого используются инженерные методы, используемые для анализа многопараметих систем. По этим расчетам, в 2020 году российский ВВП с учетом нефтяного шока и связанных с пандемией ограничений сократится на 18,5%. Это базовый сценарий. Худший вариант предполагает сокращение на 23%.
Участники форума предложили большой список разнообразных мер спасения - от довольно мягких до по-настоящему радикальных.
В частности, по словам Аганбегяна, антикризисная программа 2009 года оценивалась почти в 11% ВВП: «Если перевести на сегодняшние деньги, это около 12 трлн руб.».
Сейчас, как отмечает академик, те мероприятия, намечены, «немного превышают по объему 2лн руб.». «По-предположительно, будут дополнительные меры. Но вряд ли при нынешнем курсе мы истратим больше 4% ВВП », - полагает Аганбегян. По его мнению, на спасение экономики и благосостояния населения нужно тратить 10–15 трлн руб. в год: «Из них безвозвратных денег - 4 трлн, максимум 6 трлн руб. Основная масса может быть затрачена в виде низкопроцентных или даже беспроцентных кредитов с государственным возмещением ».
Конечно, были даны рекомендации ведомству Эльвиры Набиуллиной: «Крайне важно сделать ЦБ банком социально-экономического развития». «Банковские активы - это основной денежный мешок, в котором содержится около 96 трлн руб. Эти гигантские средства пока не очень эффективно используются », - считает Аганбегян.
Его вывод: банковская система решающие проблемы с правительством. И чтобы из перехода к социально-экономическому росту, надо ежегодно увеличивать на 10–15% инвестиции в основной капитал и в экономику, в человеческий капитал. Тогда, по прогнозу академика, мы сможем выйти с 2023 года на 3-процентный (и затем более) рост ВВП.
«Если не получится сделать экономику несырьевой, то нам придется опять готовиться к очередному кризису», - согласился научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг.
Центробанку рекомендовали задуматься
не только об экономическом росте, но и
о социальном развитии. Фото ReutersВедомству Антона Силуанова тоже были даны рекомендации. «Есть много связанных, связанных с выходом из кризиса. Многие меры поддерживают свое действие в течение этого года. И это скорее откат назад с точки потребления доходов населения в следующем году. Ведь в рамках бюджетного правила нам придется сократить расходы », - предупредил Клепач.По его мнению, для восстановления экономики и перехода к новому качеству отходить от бюджетного правила или модифицировать его, иначе мы не получим существенного отскока в плюс. «Как я понимаю, пока решено не распечатывать ФНБ, за исключением средств, которые тратятся по бюджетному правилу на текущие расходы. «Мы хотим получить план восстановления экономики, нам надо использовать резервы главного командования, но именно в инвестиционных целях», - добавил он.
Наконец, с учетом того, что часть нагрузки ложится на регионы, надо, по мнению Клепача, «принять серьезные меры, чтобы изменить экономические характеристики взаимодействия между федеральным центром и регионами, надо им дать им ресурсы». Увеличить дифференциацию между регионами и создать новые точки роста.
Надо использовать в порядке приоритета ФНБ, денежную эмиссию, внешние займы, добавил завлабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев (ранее работал в Минэкономразвития).
При этом он отметил, что в отличие от прошлых лет сейчас риторика финансового блока заметно изменилась: «Минфин уже не настаивает на профицитном бюджете. Это означает, что он будет больше давать экономике, чем забирать. Рассматривается вопрос об увеличении внешнего и внутреннего долга, введены налоговые льготы. Я считаю, что это стимулирующая финансовая политика, которую необходимо сохранить на ближайшие годы, а не только по результатам пандемии ».
«Денежная политика направлена также на смещение. Думаю, можно реальную нейтральную процентную ставку с 2–3% снизить даже до нуля », - добавил он.
Эксперты высказали опасения, что когда доминируют госбанки, государство создает предпосылки для переноса сектора своих проблем и обязательств на. «Эта ситуация с точки зрения будущей банковской системы, которая должна быть потенциально опасной, а не более высокой прибыли», - уточнил Ведев.
Предлагались и более радикальные меры. Директор Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова Александр Некипеловал не установление ключевой процентной ставки на уровне 2–3%, увеличение денежного предложения, но и использование других инфраструктурных проектов (второй Транссиб), основанных на государственно-частном партнерстве, внедрение налога Тобина (на валютные спекуляции).
В материалах Роберта Нигматулина указывались такие меры, как снижение курса рубля до 80 руб. за доллар, ужесточение и повышенное налогообложение трансграничного перемещения капитала (в том числе в офшоры), призыв к добровольному внедрению на 4-месячный срок прогрессивного налогообложения по европейской шкале доходов (40%) в пользу ФНБ и т.д. Также упоминается существенное увеличение финансирования здравоохранения.
«Нужны кардинальные перемены в нашем экономическом порядке плюс смена кадровой политики», - заключил Нигматулин.
Как пояснил Клепач, вызванный пандемией кризис, ставит вопрос не только об экономических решениях, но и о мерах укрепления социально-политического доверия. Эта, как представляется, новая модель роста, которую предстоит столь щедро профинансировать, должна предполагать не создание очередных ограничителей, снятие барьеров на пути свободного развития центров прибыли и накопления капитала.