Александр Роднянский сегодня – один из самых успешных и влиятельных российских продюсеров. Фильмы с его именем в титрах постоянно борются за престижные кинонаграды, а их прокат становится успешным не только в России, но и за рубежом. Разбираемся, как так вышло и анализируем, как Роднянскому удалось стать ключевой фигурой российского кинематографа.
Александр Роднянский начинал свою карьеру в кино как документалист. Самой значимой и успешной его работой по праву считается «Миссия Рауля Валленберга» – история шведского дипломата, который в 1944 году спас жизни десятков тысяч евреев, помог им выехать из оккупированного немцами Будапешта. Сам герой попадает в ГУЛАГ, а в 1947 году умирает от приступа. Каким образом этот человек оказался в руках советской разведки? Почему противник нацизма попал в сталинский лагерь? Роднянский проводит расследование, едет на Дальний Восток, в Колымский край и Прикамье, посещает Бутырскую тюрьму. Судьба Валленберга сплелась воедино с тысячами историй других людей, попавших в пучину Второй мировой войны. Документальная лента 1990 года рассказывает об этом удивительном человеке.
Уже через пять лет, в 1995 году Роднянский основал украинский канал «1+1». До этого он несколько лет проработал на немецком канале ZDF. «1+1» стал успешным. Именно работа на этом канале, а позже и продажа доли иностранной компании Central European Media Enterprises, считается важнейшей точкой отсчета для карьеры Роднянского.
В 2002 году Роднянский переехал в Москву, чтобы возглавить холдинг «СТС медиа». И снова – успех. Канал стал одним из самых больших медиахолдингов в Европе. В 2008 году Роднянский покинул «СТС» и сосредоточился на продюсерской деятельности.
Сегодня Александр Роднянский известен, прежде всего, как продюсер российского авторского кино. Его опыт работы в медиа и наработанные за годы профессиональные связи позволяют вывести фильмы на международный уровень и сделать их привлекательными для зрителей за рубежом. Успешным и особенно важным для Роднянского стало сотрудничество с режиссером Андреем Звягинцевым. Фильмы «Левиафан» и «Нелюбовь» были отмечены на Каннском кинофестивале Призом за лучший сценарий и Призом жюри соответственно. Оба фильма номинировались на Оскар, а «Левиафан» получил Золотой глобус, вторую по важности американскую кинонаграду.
Фильм “Дылда” – очередной успешный результат работы Александра Роднянского и Кантемира Балагова – был отмечен в Каннах двумя призами: за лучшую режиссуру и призом ФИПРЕССИ.
Имя Александра Роднянского ассоциируется, прежде всего, с качественным авторским кинематографом. Наличие его имени в титрах помогает фильму стать заметным и бороться за крупнейшие европейские и американские награды.
Одним из главных достижений продюсера остается кинофестиваль Кинотавр – крупнейший в России кинорынок. В российском кинематографе Роднянский ценится не только как человек, который “берет”, но и как человек, который “отдает”. Кинотавр, преобразованный им, стал местом, где каждый фильм может найти своего дистрибьютора.
Будучи успешным бизнесменом, Александр Роднянский проводит работу для расширения рынка российского кинопроизводства. Важным прецедентом стал фильм Федора Бондарчука «Сталинград», также спродюсированный Роднянским: военная эпопея стала одним из самых кассовых иностранных фильмом в Китае. К слову, Китай для современных продюсеров – золотая жила. Компания Disney, например, постоянно модифицирует свои фильмы для проката в Китае, однако мало кому удается достичь кассового успеха «Сталинграда».
Однако не все фильмы, которые продюсирует Роднянский, вызывают исключительно положительный отклик. Вот что, к примеру, бывший министр культуры Владимир Мединский сказал о фильме “Левиафан” Звягинцева: “Но лично мое мнение: фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться. Хотя и они имеют право на жизнь. Минкультуры категорически против любой формы цензуры и никогда не будет препятствовать их выходу на экраны”.В последнее время авторское кино начало все чаще находить поддержку не столько у государства, сколько у частных инвесторов. Последние самые успешные картины продюсера – «Нелюбовь» и «Дылда» – полностью профинансированы независимо от Фонда кино.В начале 2020 года Совет Фонда кино исключил кинокомпанию Роднянского «Нон-стоп продакшн» из списков лидеров индустрии, что выглядело как показательное отречение и дистанцирование Фонда кино от продуктов, выпускаемых компанией.Вот как сам Роднянский объясняет важность своей кинокомпании для российского кинопроизводства: «Последние годы в фокусе внимания «Нон-Стоп Продакшн» производство авторского кино, и в этом, без ложной скромности, мы успешнее многих других российский кинокомпаний. За последние пять лет у «Нон-Стоп Продакшн» пять наград Каннского кинофестиваля. Кроме того, в 2015 году Левиафан завоевал «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, и это, напомню, огромная победа для российского кино: за всю историю до этого только один отечественный фильм удостоился этой премии, и было это в далеком 1969 году, тогда лауреатом стала “Война и мир” Сергея Бондарчука».Награды и успех на международных фестивалях несомненно поднимают престиж российского кинопроизводства. Это важно не сколько для одного конкретного продюсера, но и для всех остальных российских деятелей кино. Чем больше кино из России будет восприниматься всерьез за рубежом, котироваться там, тем больше прибыли будет приносить авторское кино здесь – в России.Роднянский за последнее десятилетие стал маяком надежды для всех кинематографистов: оказалось, работать можно и без поддержки Фонда кино. Современные российские фильмы могут восприниматься всерьез на Западе и даже побеждать.Как говорил Ганди: «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь».
___________
Автор: Сергей Грехов
Редактор: Кристина Ренжина
Обложка: lostfilm.info