«12 стульев» - шедевральное произведение. И книга, и фильмы по ней. Вот уже столько времени прошло, но споры про то, какого «Остапа» можно считать лучшим, все еще ведутся. А экранизаций похождений «командира парада» было очень много. Даже американцы не избежали соблазна и выкатили на гора свои «12 стульев» (1970) с Фрэнком Ланджелла.
Однако достойнейшими в исполнении любимого комбинатора по праву считаются Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. И как бы не старался Леонид Гайдай сделать из первого образцового Бендера, мужскую и актерскую магию Миронова с режиссером Марком Захаровым он обойти не смог… (Хотя критики впоследствии разнесут обе киноадаптации).
Тем не менее, Гомиашвили родился тем самым Остапом. И двум писателям романа, скорее всего, не пришлось бы выискивать реальный прототип для своего литературного персонажа, приметив они одного грузина пораньше. Спустя годы на пробах перед самим Гайдаем, Арчил с характерной уверенностью так и скажет: «Я и есть Бендер».
«Веселое» детство без отца, которого арестовали по доносу, дало о себе знать потом. 3 раза юный Гомиашвили «сидел». И это было лишь началом пути советского пройдохи.
О себе Арчил с гордостью говорил: «сладострастный, неуемный, рискованный». Съемки с одним из талантливейших режиссеров СССР только подтолкнули внутренние пороки. Сразу после премьеры актер утонул в роскоши. Изысканная импортная одежда, огромная квартира в престижном районе Москвы (по заверениям от самой дочери Сталина - Светланы) с итальянской мебелью. Гомиашвили был одним из первых, кто купил себе невероятную по тем временам «Волгу»…
Естественно, все это богатство выросло не на театральных гонорарах.
«Ключи от квартиры, где деньги лежат» дало незаконное предпринимательство, называемой в то время «спекуляцией» (между прочим, уголовной статьей). Гоимашвили, имея огромные связи, как в криминальном мире, так и среди высокопоставленных чиновников, легко находил импортные дефицитные товары и с огромной наценкой «толкал» их московской элите. И все сходило с рук...
В 90-х , когда вся страна была поставлена на грань выживания, великий комбинатор в отличие от спивающихся коллег по кино и театру, только процветал. Открыл ресторан и казино, в которых всегда было полно народа и который миновали традиционные российские напасти вроде рейдерства и рэкета…
Ничто не брало Остапа, и всегда он выходил по жизни победителем вплоть до своей кончины в 2005-м.
В одном интервью Гомиашвили недоуменно посетует: «Не понимаю, как человек может умереть от голода? Укради, отними! Как это, умереть от голода?! Но не все же такие, как я!»