В конце 2010 года я проходил очередное плановое лечение в офтальмологическом отделении областной больницы. Сосед по палате рассказал мне о специальных реабилитационных центрах для незрячих людей, где их обучают разным профессиям и адаптируют к самостоятельной жизни. Меня очень заинтересовал этот центр, ведь я жаждал новых знаний и, конечно, хотел научиться жить самостоятельно и получить определённую свободу действий.
После выписки я сразу отправился в общество слепых и написал заявление на отправку в этот центр реабилитации. Заявку подал в начале февраля 2011 года, и уже через месяц меня пригласили туда. Реабилитационный центр имени Наумова находится в городе Бийске Алтайского края. Это один из немногих центров реабилитации в России. В той первой поездке меня сопровождала моя сестра Наталья. Она помогла мне добраться, устроиться и вернулась обратно домой.
Центр меня поразил. Огромная огороженная забором территория — целый квартал, где находились учебные корпуса, общежитие и административное здание. Столько незрячих людей в одном месте! Одновременно там обучается 60 человек, у каждого свой уровень реабилитации. Некоторые преподаватели центра тоже были незрячими.
Для тех, кто приезжает, есть два уровня реабилитации: социальная реабилитация продолжительностью 3 месяца и профессиональная, которая длится 6 месяцев. Поскольку у меня был начальный уровень, то меня определили на социальную реабилитацию. Здесь меня обучали пространственной ориентировке и ходьбе с тростью. Я осваивал домоводство. От пришивания пуговиц до приготовления кулинарных блюд.
Занятия по домоводству проходят в нескольких помещениях. В отдельном классе обучают шитью. Я до потери зрения шить уже умел, в школе научился. На занятиях в центре мне помогли понять, как все эти действия можно делать, не используя зрение. Справляться с ниткой и иголкой помогают специальные нитковдеватели, выполненные в виде петли. И, конечно, все щупаешь руками и на 10 раз проверяешь. Когда пришиваешь пуговицы на ощупь, нужно усердие: воткнуть иголку со стороны ткани, чтоб попасть в пуговицу, с первого раза не получается.
С глажкой одежды тоже есть свои особенности. Чтобы выгладить брюки и вывести стрелки, применяют канцелярские зажимы. Сначала ровно складываешь штанины, потом зажимаешь и аккуратно выглаживаешь.
Во второй комнате полностью оборудованная кухня. Нас учили содержать кухню в порядке, чтобы сыпучие продукты были в одном месте, приправы отдельно, посуда. Для незрячих есть специальные кухонные приспособления. Прищепки на край посуды с индикаторами уровня жидкости и температуры. «Говорящие» весы озвучивают вес, есть ёмкости с тактильными метками. А вот в работе с духовкой сложнее, у неё нет индикаторов, здесь нужна память и практика. Я первое время много спрашивал видящих друзей, сколько нужно времени, и какая нужна температура, чтобы приготовить что-то в духовке. Теперь часто готовлю пироги и пиццу.
Были ещё занятия по деревооработке, дополнительно можно было выбрать обучение азам переплёта, валяния, обувного дела.
Незрячие преподаватели учили пространственной ориентации и читать по Брайлю. В группе мы занимались по 5-8 человек. Мы узнавали, как писать буквы, читали тексты — от простого к сложному. Очень кропотливая работа, голова кипела. На уроках случалось, что и засыпали слушатели.
На уроках по пространственной ориентации нас знакомили с тактильной тростью. Трость состоит из трех частей: рукоять, сама трость и наконечник. Наконечники бывают самой разной формы — колесо, шар, подвижные, скользящие. Пространственная ориентировка и ходьба с тростью дались мне легко, и уже после месяца обучения я отправился самостоятельно исследовать город. Напишу об этом отдельно.
В конце мая подошло к окончанию наше обучение, мы сдали выпускные экзамены и разъехались по домам.
Главное, что дала мне реабилитация— свобода передвижения, которой мне до этого так не хватало. Там же, в центре, я обзавелся новыми знакомствами. Со многими дружим до сей поры.