Найти тему
История и культура Евразии

Культура употребления алкоголя в Великом Улусе (Золотой Орде) и ее влияние на русскую питейную традицию

Оглавление

В Золотой Орде алкоголь был в ходу. Пили его ханы, простые воины, купцы и нищие. Правда разного качества, но в принципе достать его не было проблемой,. И даже во время хана Узбека, который установил "сухой закон" найти его было можно.

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.
Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

"Сухой закон" не помешал его сыну Джанибеку стать отъявленным алкоголиком, предававшимся винопитию, когда только было можно. Алкоголь скорее всего и стал одной из причин его болезни, которая унесла его из жизни.

Джанибе́к (устар. Чанибек; ум. 1357) — золотоордынский хан, третий сын Узбек-хана, хан Золотой Орды (1342−1357). В результате успешной войны с чобанидской Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, включая Западную Сибирь, Булгарский Улус (Среднее Поволжье), Белую Орду (Казахстан, Хорезм), Синюю Орду (Кубань, Дон, Крым), Кавказский Улус (включая Азербайджан); в политической зависимости также находились некоторые территории Руси.
Джанибе́к (устар. Чанибек; ум. 1357) — золотоордынский хан, третий сын Узбек-хана, хан Золотой Орды (1342−1357). В результате успешной войны с чобанидской Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, включая Западную Сибирь, Булгарский Улус (Среднее Поволжье), Белую Орду (Казахстан, Хорезм), Синюю Орду (Кубань, Дон, Крым), Кавказский Улус (включая Азербайджан); в политической зависимости также находились некоторые территории Руси.

Основными напитками в Великом улусе были:

Кумыс (в том числе и чёрный кумыс), вино, пиво, молочная водка, дистиллят из кумыса и бал (мёд, медовуха).

При этом в самом улусе изготовляли только перебродивший кумыс. Все остальное доставлялось из других стран.

Спиртное употребляли во время праздников и поминок. Пили его и просто в качестве знака внимания - особенно это было распространено среди служивых, когда начальник регулярно проставлялся перед своими воинами, показывая им, что он из уважает.

Поэтому корни российской традиции проставляться за сделанную работу можно поискать в этой золотоордынской привычке.

Также привычка при российских застольях, чтобы все пили наравне и вместе может идти от обязательного требования в Золотой Орде употребления первым алкоголя тем, кто его принес.

Интересна и другая традиция золотоордынцев, описанная Рубруком:

Гильом де Рубрук, а также Виллем (Вильгельм) Рубрук (Guillaume de Rubrouck, букв. «Гильом из Рубрука»; ок. 1220 — ок. 1293) — фламандский монах-францисканец, путешественник.
Гильом де Рубрук, а также Виллем (Вильгельм) Рубрук (Guillaume de Rubrouck, букв. «Гильом из Рубрука»; ок. 1220 — ок. 1293) — фламандский монах-францисканец, путешественник.
И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом: “Га!” И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши и также пляшут под звуки гитары, мужчины пред лицом господина, а женщины пред лицом госпожи. Когда же господин выпьет, то слуга восклицает, как прежде, и гитарист молчит. Тогда все кругом, и мужчины, и женщины, пьют, при этом иногда они пьют взапуски очень гадко и с жадностью» - Карпини Дж. дель П., де Рубрук Г., Марко Поло. История монгалов. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. – М.: Мысль, 1997. – 460 с.

Из-за таких обычаев алкоголизм был наверное бичом Золотой Орды.

Средневековые западноевропейские наблюдатели отмечали, что среди монголов было распространено принуждение к питию алкоголя тех, кто этого не желал, что «пьянство у них считается почётным» - монография М.Гатина ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ КОЧЕВНИКАМИ УЛУСА ДЖУЧИ ВЕЛИКОЙ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В XIII ВЕКЕ (ПО СВЕДЕНИЯМ НАРРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

В источниках есть упоминания, что лучшим способом задобрить татар было поставлять им вино.

Но постепенно с ростом влияния ислама в Золотой Орде традиции употребления алкогольных напитков стали исчезать. Нельзя сказать. что они исчезли полностью, но в открытую его употребляли уже только знать и воинское сословие. Для остальных он стал считаться "харамом" - то есть недостойным мусульманина.