Он застает в самый неподходящий момент: отдыхаете ли вы после трудового дня, или едете на машине по делам, или тренируетесь в спортзале - не важно. Важно, что вы не ждете никакого подвоха. Он - телефонный звонок 📲
🏦 Например, из банка. С номера 900 (вполне официальный и узнаваемый номер Сбербанка, если кто не в курсе). Человек на том конце провода называется сотрудником банка и очень убедительно произносит ваши персональные данные.
🚨 Или это представитель прокуратуры, следователь, сотрудник ГИБДД (нужное подчеркнуть). И говорит этот представитель, что ваш сын задержан с наркотиками и нужно срочно перечислить определенную сумму денег, чтобы решить все проблемы.
📞 Или это брат/племянник/друг звонит с незнакомого номера и невнятно просит дать денег в долг.
Вариантов масса, и при запуске я обещал, что не буду заниматься перечислением разных способов "развода". Тем более, они постоянно модифицируются, добавляются новые.
❗️Общее в этих ситуациях – телефонный звонок. Но:
⛔️ вы не знаете, кто на том конце провода, воспринимаете информацию только со слов незнакомца.
⛔️ вам не дают времени на раздумья, все нужно срочно, иначе карту заблокируют, на вас повесят кредит, а ребенка сразу посадят!
☑️ Основной совет в этой ситуации – остановиться, замедлиться. Срочно принимать решение нужно только в том случае, если вам позвонили из несущейся навстречу машины и сказали, что у нее отказали тормоза (кстати, это реальный случай из моей жизни. Тормозить в этом случае нужно коробкой: автомат ставим на нейтралку, механику – на повышенную скорость, и просто не нажимаем газ. Довольно быстро машина затормозит. Далее останавливаем ручником. Это так, для общего развития. Надеюсь, никому не пригодится). В любой другой ситуации надо остановиться и подумать.
Если то, что вам говорит человек в трубке, реально, то у вас есть время действовать. Так что просто отвечаем: «Я Вам перезвоню».
Если звонок был из банка, перезвоните им по номеру, указанному на официальном сайте, или в мобильном приложении, или в договоре (у вас же есть договор на банковское обслуживание? Иначе какие могут быть разговоры с представителем банка). Игнорировать такой звонок не стоит. Банки всегда приветствуют информацию о действующих от их имени мошенниках. Да и бывают ситуации, когда действительно могут быть к вам вопросы. Позвоните им, удостоверьтесь, что все в порядке, и проблема будет закрыта. Подделать как номер телефона, отображающийся при вызове, так и e-mail, несложно. А вот перехватить звонок, когда вы связываетесь с банком, значительно сложнее. Сумма, которая может быть у среднестатистического человека на счете, таких действий не стоит. Если же вы не среднестатистический человек, то вам о защите счета узнавать надо не на этом канале.
Возвращаясь к другим вариантам звонков. Подождет и следователь: если он хочет получить денег, то ответит на ваш звонок, куда бы вы ему ни перезвонили, если такая ситуация реально случилась (позвоните на номер сына). А уж родственник, который просит в долг, точно согласится на ваши условия.
Итак, в вышеописанных случаях мошенники пользуются недостатком информации у вас. Вы не знаете с кем разговариваете. Не знаете, насколько серьезными могут быть последствия, если вы не выполните их условия.
✔️Просто запомните: никогда не может быть все настолько срочно. В этих случаях у вас есть время перезвонить и разобраться в ситуации.