Найти тему
Газпромбанк Лизинг

Импульс для развития: перспективы и возможности лизинговых решений

Источник: ТАСС
Источник: ТАСС

Как лизинг может влиять на выход из экономического кризиса, выступать эффективной формой привлечения инвестиций и способствовать развитию бизнеса, рассказал вице-президент Газпромбанка, генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов: https://gpbl.spec.tass.ru/perspektivy-lizinga/

– Лизинг не раз доказывал свою конкурентоспособность в условиях экономического кризиса. И сейчас это вновь актуально: какие особенности позволяют лизингу оставаться эффективным решением в подобных ситуациях?

- Самая главная особенность лизинга в условиях экономической нестабильности для бизнеса – отсутствие необходимости отвлекать собственные средства для приобретения основных фондов. Это действительно важно, поскольку российский бизнес зачастую не имеет свободного капитала. К примеру, не хватает элементарно средств на расширение автопарка, каналов сбыта или запуска новых проектов. При лизинговом финансировании компания вносит небольшой аванс, а остальную часть в виде лизинговых платежей распределяет на долгий период. Таким образом не происходит единовременного отвлечения значимых для бизнеса средств из оборота, сохраняя за ним к тому же возможность кредитоваться.

Кроме того, немаловажную привлекательность лизинговому финансированию дает возможность субсидировать сделки за счет госпрограмм. Сегодня на рынке порядка 14 программ по льготному лизингу от Минпромторга РФ, Фонда развития промышленности и прочих ведомств, благодаря которым лизингополучатели получают скидки на аванс или льготные займы.

- А какую еще поддержку можно оказать компаниям с помощью этого инструмента? Как на это способно повлиять субсидирование?

- Я считаю, что в рамках программ субсидирования государственные ведомства максимально закрывают потребности как лизингополучателей, так и производителей продукции. Первые получают субсидирование скидок, вторые – загрузку производства необходимыми объемами и сохранение рабочих мест. Совершенно новый смысл приобретает инициатива по субсидированию от самих лизингодателей - необходимо разрабатывать новые продукты и проекты, направленные на большую доступность лизинга для бизнеса. Уже существует отличный пример с каршерингом, когда и лизингодатели (в т.ч. банки, если лизингодатель при банке) и шеринговые компании слаженно работают, распределяя риски между собой. Необходимо продолжать работу в области специальных условий от лизингодателей, производителей и поставщиков продукции/услуг одновременно.

– Как можно увеличить долю лизинга в ВВП России в ближайшие несколько лет? Какие социально-экономические предпосылки для этого нужны?

- А нужно ли увеличивать эту долю? Ведь это не является самоцелью. Для российского рынка лизинга, как одному из секторов финансового рынка, главной целью является все-таки помощь в обновлении основных фондов и упрощение доступа к лизинговой услуге. Поэтому, если идти по сценарию европейских и североамериканских стран, то для начала необходимо добиться очень высокого уровня проникновения лизинга для физических лиц и компаний различных отраслей… Тогда и доля лизинга в ВВП страны автоматически вырастет.

– Раз мы затронули зарубежный рынок лизинга… Какой рынок сегодня можно считать эталоном и насколько российский лизинг соответствует мировым стандартам?

- На мой взгляд, невозможно выявить какой-то эталон развития рынка лизинга ввиду уникальности каждой из стран. Да, существует стандартная шкала эволюционного развития мирового лизинга из шести этапов - от простейшей аренды до этапа насыщенного лизингового рынка. Западноевропейский и американский рынки более развиты, поскольку становление рынка лизинга там началось в 50-60хх годах. Поэтому пройдя достаточно большой жизненный цикл, лизинг в этих странах более цивилизован как в части арендных отношений, так и по менталитету – пользование активом преобладает над его собственностью.

Нам пока мешает как раз наш отечественный менталитет, но изменения уже постепенно происходят. Мы стали пользоваться каршерингом, берем ипотеку, автокредиты… Поэтому российский рынок лизинга имеет большие перспективы развития со своими трудностями и победами. Мне, как эксперту с 15-летним стажем работы в лизинге, интересно заниматься именно этим видом бизнеса. И с уверенностью констатирую, что несмотря на страновые различия, экономическая роль лизинга везде одинаковая – это прямой способ стимулирования экономики за счет инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов.

– Основываясь на положительном опыте Китая по работе с вендорными компаниями, как вы оцениваете развитие этого сегмента в России в разрезе лизингового рынка?

- Не могу сказать, что пример Китая в данном случае показателен. Взаимодействие с вендорными компаниями [компании, которые выпускают, поставляют продукцию под своей торговой маркой] в целом стоит рассматривать как формат цивилизованной работы крупных корпораций. Когда они заходят на новые рынки, то происходит комплексное выстраивание партнерских отношений с основными игроками и каналами сбыта. Лизинг, безусловно, является большим каналом сбыта для вендоров.

На текущий момент российские поставщики и производители мало внимания уделяют такому способу взаимодействия. Зарубежные поставщики, которые знакомы с лизингом, в противовес отечественным первым делом разрабатывают кобрендинговые программы с лизинговыми компаниями. Таким образом вендор получает гарантированный поток лизинговых компаний и предоставляет им хорошие скидки в пользу конечного потребителя продукции. Переломить эту ситуацию в разрезе отечественного рынка, на мой взгляд, можно за счет популяризации лизинга и его преимуществ в том числе.

– Если говорить о малом и среднем бизнесе и ИП – в чем преимущество лизинга для них?

- Преимущества лизинга для МСБ и ИП складываются из ограничений этих представителей экономического сообщества. Во-первых, у них сильно ограничены ресурсы. Причем как трудовые, так и финансовые. Во-вторых, зачастую им отказывают в кредитах, поскольку требуется высоколиквидный залог и поручительства. Получить в лизинг имущество гораздо проще, поскольку необходимо всего 10% - 20% авансового платежа. Дополнительное залоговое обеспечение не требуется, поскольку предмет лизинга во время действия договора находится в собственности лизинговой компании.

Важно отметить, что лизинг достаточно гибкий финансовый инструмент. Проявляется это прежде всего в индивидуальной настройке программ финансирования под потребности клиента. К примеру, клиенты Газпромбанк Автолизинг при заключении договора самостоятельно определяют свою выгоду: минимальный аванс, минимальное удорожание или минимальный ежемесячный платеж. А особым спросом пользуются среди них быстрые продукты компании, когда решение о финансировании принимается за пару часов по паспорту руководителя и ИНН организации.

– Что важно учесть при выборе лизинговой компании?

- Очень важна специализация лизинговой компании. Если клиенту требуется, допустим, узкоотраслевое насосное оборудование, то стоит обратиться к лизингодателю, который имеет соответствующий опыт финансирования и наработки с поставщиками. Также стоит обращать внимание на надежность компании, ее имя, насколько прочно она «стоит на ногах» и выполняет обязательства перед клиентами.

Газпромбанк Лизинг работает на рынке 17 лет, и все это время стремится к тому, чтобы удерживать высокую позицию на рынке, предлагая клиентам услуги на уровне мировых стандартов качества. Мы дорожим репутацией, а потому в приоритете выполнение всех заявленных условий и грамотный риск-менеджмент. Это подтверждают и наши результаты опроса NPS по удовлетворенности клиентов услугами компании в прошлом году, который мы провели в марте 2020 года. В результате опроса Индекс NPS (Net Promoter Score) составил 81%, что говорит о доверии к Газпромбанк Лизинг, но при этом обязывает нас теперь не снижать эту планку, особенно сейчас в непростое для всех время.

- Как вы оцениваете итоги первого полугодия 2020 года в целом по рынку и по Группе в частности?

- С учетом того, что от коронакризиса пострадали абсолютно все финансовые рынки и в целом мировая экономика, то снижение объемов нового бизнеса российского рынка лизинга на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года можно считать терпимым. Отрицательная динамика была ожидаема в силу снижения объемов работы с компаниями отраслей, наиболее пострадавшими от ограничений из-за COVID-19. Плюс снижение стоимости российского рубля, закрытие границ, а отсюда и невозможность отгрузок/поставок – сыграли также свою роль.

В целом, крупный корпоративный бизнес, на мой взгляд, не особо почувствовал каких-то изменений в работе с лизинговыми компаниями за исключением авиа- и железнодорожного сегментов. Другое дело розничный автолизинг – мы увидели огромное количество запросов на реструктуризацию. Это носило массовый характер, причиной которому послужила общая динамика недополучения доходов в период введенных ограничений. Но уже в июле отложенный спрос на автомобили выправил ситуацию, рынок начал восстанавливаться.

Что касается результатов Газпромбанк Лизинг, то объем нового бизнеса по итогам первого полугодия 2020 года практически не изменился по сравнению с прошлогодними данными и достиг 32,6 млрд рублей, снизившись всего на 3%. Лизинговый портфель Группы по итогам полугодия увеличился на 12% и составил 254,6 млрд рублей. С уверенностью могу прогнозировать, что этот год мы закроем в плюсе, поскольку наш бизнес хорошо диверсифицирован.