Найти тему
Владимир Шулояков

Жизнь на колёсах. Или выбор идеального кемпера для путешествий.

Оглавление

  1. Вступление
  2. Автодом
  3. Прицеп-дом (Трейлер)
  4. Поиск компромисса
  5. Микроавтобус
  6. Жилой модуль для пикапа
  7. Прицеп-капля
  8. Компактный трейлер
  9. Резюме

Вступление

Мы все любим путешествовать, потому что путешествие - это самый простой и действенный способ узнать что из себя предствляет наш мир, как он огромен и прекрасен, путешествие дарит нам много новых эмоций, впечатлений, открытий и друзей. Есть множество различных способов путешествовать: на самолёте или поезде, на машине или мотоцикле, на велосипеде или пешком, автостопом, водным транспортом и так далее - здесь каждый выбирает своё, но в любом из этих случаев появляется вопрос: "Где ночевать?" Кто-то предпочитает комфортные гостиницы с видом на море, кто-то экономит и ночует в недорогих хостелах, кто-то любит лесную романтику и берёт с собой палатку, кто-то спит просто под берёзой или сосной в спальном мешке, но всё же, мечта большинства туристов - это путешествие непосредственно в своём уютном домике на колёсах. Все мы по-доброму завистливо вздыхаем, когда видим картинку с видом из открытой задней двери уютного микроавтобуса на какую-нибудь красивую горную речку, особенно, когда на краю багажника, прямо на тёплом, непременно в клеточку, пледе стоит кружка с горячим заварным кофе, а от его красивой белой пенки зигзагами к верху поднимается пар. Я в своей жизни перепробовал практически все виды путешествий и, разумеется, в разные периоды жизни неоднократно пытался построить идеальный домик для своих путешествий. В этом рассказе я хочу поделиться знаниями на этот счёт, основанными на моём личном опыте и наблюдениях за опытом моих многочисленных друзей-путешественников.

Вот примерно такая картинка рождает в нас страсть к путешествиям и покупке домика на колёсах.
Вот примерно такая картинка рождает в нас страсть к путешествиям и покупке домика на колёсах.
Обычно, к такой картинке прилагается подпись: "Идеально". Да, выглядит это очень красиво, но так ли это на самом деле?!
Обычно, к такой картинке прилагается подпись: "Идеально". Да, выглядит это очень красиво, но так ли это на самом деле?!

Автодом

Итак, если принципиально не стоит задача съезжать с асфальта, то путешествовать можно на чём угодно - по асфальту способны передвигаться любые колёсные транспортные средства или прицепы, и многие выбирают для этих целей полноценные автокемперы, то есть самоходные дома на колёсах с кухней, спальней, туалетом, душем, шкафами и так далее. Плюсы таких домиков очевидны: ты можешь всей семьёй передвигаться по любым общедоступным дорогам страны и всего мира, при этом всегда живя в своём доме, питаясь домашней едой со своей кухни, моясь в своём душе и ходя в свой любимый туалет. Казалось бы, полная автономность, то есть свобода, но всё это только на первый взгляд. Не стоит забывать, что его нужно где-то парковать, причём не только на ночь, но и на период какой-либо непродолжительной пешей прогулки по достопримечательностям или походам в магазин. Попробуй запаркуй свою гостиницу на колёсах в каком-нибудь мегаполисе, да и в небольшом городке ты замучаешься искать место для парковки, потому что все они заняты местными жителями или туристами, а тебе нужно сразу двойное место, потому что автодом длинный. В итоге, ты будешь вынужден парковать свой караван либо на парковке гипермаркета, либо на платной стоянке, и оттуда уже совершать свои пешие прогулки по городу. Но даже если вы найдёте достаточное для парковки место посреди города, то я не думаю, что вы испытаете удовольствие от ночёвки всей семьёй на шумной городской улице. Можно попробовать запарковать трейлер на стоянке дальнобойщиков или в какой-нибудь промзоне, но лично у меня бы не возникло желания там ночевать, да и как оттуда добираться до каких-нибудь городских достопримечательностей, например - на такси?! Это в Европе широко развиты кемпинги с электричеством, газом, водой и интернетом, а в России пока что такого сервиса практически нет, да и какой смысл платить кому-то деньги, кстати, немаленькие, если ты купил кемпер исключительно ради автономности, то есть независимости?! Коли мы с асфальта шибко не съезжаем, потому что у нас огромный частный дом на четырёх маленьких пуговках, то и загородом мы будем посещать в основном популярные места интереса и отдыха, где и без нас полно различных туристов. Ну попробуй запаркуй свой дом где-нибудь в Сочи или Крыму на берегу Чёрного моря, на Байкале попробуй встань, на пляжах Приморского края запаркуй своего монстра, на Алтае попробуй встань на берегу Катуни или Чуи, до Чулышмана ты в принципе не доедешь через перевал, попробуй на Онежском побережье встать в Карелии, потом на Ладожское озеро съезди в купальный сезон, а ещё лучше на Финский залив. Я прекрасно понимаю и даже на собственном опыте знаю, что при большом желании и сильном упорстве можно запарковаться практически где угодно, но для этого нужно либо заранее хорошо знать местность, либо специально подгадывать время, либо потратить уйму времени и нервов, чтобы найти такое место, в общем, на это рассчитывать никак нельзя в любом случае.

Ну и один из главных минусов владения автокемпером - большую часть времени он будет стоять в гараже или на стоянке, а любая машина должна регулярно ездить, к тому же за него нужно платить налоги и оплачивать страховку, да и стоянка стоит немалых денег, если вы, конечно, не живёте в частном доме на своей территории. Если его брать в аренду, например, на месяц, то стоит хорошо посчитать расходы, с большой долей вероятности путешествовать на своём автомобиле и останавливаться в гостиницах, кемпингах, хостелах или у своих друзей и случайных знакомых будет гораздо дешевле, но главное, что свободы перемещения будет в сто раз больше, а значит отдых будет насыщеннее, разнообразнее и интереснее. В моём понимании, брать автодом в аренду имеет экономический смысл, если вы едете компанией, например из 4-6 человек, тогда затраты на аренду автодома оправдают затраты на стационарный ночлег в гостиницах, но сложно найти подходящую компанию единомышленников, а если вдруг такая компания и соберётся, то это получится настоящий балаган и в любом случае всегда компромисс, который превратит весь ваш отдых в настоящий ад. А покупать в личное пользование автодом, мне кажется, имеет смысл только если вы отправляетесь в долгосрочное путешествие, либо жизнь на колёсах - это ваш привычный образ жизни, но в любом случае вы не можете обходиться без домашнего комфорта.

Автодом на базе Fiat Ducato
Автодом на базе Fiat Ducato
Так может выглядеть интерьер автодома
Так может выглядеть интерьер автодома
Тоже автодом Фиат, но другой конфигурации
Тоже автодом Фиат, но другой конфигурации

Прицеп-дом (Трейлер)

Если мы говорим о большом "пятизвёдочном" кемпере с туалетом, душем и прочими прелестями, то здесь мы сталкиваемся абсолютно с теми же трудностями, что и в случае с большим автодомом. А зачем нам трудности в путешествии - мы же отдыхать едем, а не работать?! Но у прицепа есть ряд плюсов в отличии от автодома - за него не нужно платить налоги со страховкой, он не выходит из строя из-за долгого простоя, не ржавеет, кушать не просит - стоит себе и стоит, да и продать его потом в случае чего несколько проще, чем автодом. Плюс прицепа заключается ещё в том, что его можно стационарно где-то поставить, а самим в течении дня ездить на машине по городу или окрестностям, а вечером возвращаться в него, например. Но всё равно, полной свободой здесь так же не пахнет, ты всё равно будешь вынужден платить какие-то деньги за стоянку или услуги кемпинга, будешь несколько ограничивать себя в свободе перемещения из-за больших габаритов и так далее. И не нужно при этом забывать, что для большого трейлера нужен большой и мощный тягач, обычной "легковушкой" ты его не утащишь ни физически, ни юридически. И к тому же, для управлением таким автопоездом необходима категория "Е к Б", а она мало у кого есть. Новый или бывший в употреблении, но приличный трейлер стоит совсем не малых денег, как это может показаться на первый взгляд, а все те варианты прошлого столетия, которые продают по цене бюджетной иномарки, с большой долей вероятности будут с протёкшей крышей и кучей других заболеваний, свойственных кемперам солидного возраста.

Прицеп-дом (Трейлер) с тягачом
Прицеп-дом (Трейлер) с тягачом
Трейлер на берегу озера
Трейлер на берегу озера

Поиск компромисса

Все мы всегда хотим иметь всё и сразу, и это нормальное желание, я бы даже сказал замечательное, прекрасное и очень правильное, но как бы мы чего не хотели, чудес не бывает - законы физики, математики и геометрии в данном случае не обманешь. Либо ты едешь с полным комфортом в своей трёхкомнатной квартире, исключительно по шоссе и асфальту, не имея возможности увидеть всё самое интересное и сокровенное, что приготовила для тебя природа, либо ты чем-то жертвуешь и взамен получаешь возможность съехать с асфальта на просёлок или даже в лёгкое бездорожье, несколько большую степень свободы в населенных городах, гораздо большую степень свободы в парковке, лишаешься многих материальных затрат, присущих большим кемперам и так далее. Да и в принципе, что-то не очень большое, в чём можно вполне себе комфортно жить, стоит уже более адекватных денег. Поэтому я бы задумался о том, чем я готов пожертвовать ради свободы. В первую очередь я бы отказался от туалета, потому что не вижу никаких проблем сходить по нужде в лес, на заправку или в кафе, в любое время года. Да и вообще, справлять природную нужду на природе и логичнее, и романтичнее, и приятнее в любом случае. Лично по мне, так и душ в кемпере - не вещь первой необходимости, и от неё можно отказаться. Как правило, большинство путешествует летом, а летом вокруг полно красивых и чистых рек и озёр - милое дело искупаться в жаркую солнечную погоду в прохладном лесном водоёме, а ежели всё-таки принципиально хочется принять душ, то сегодня даже в России полно придорожных мотелей, в которых можно помыться за 100-150 рублей, а в любом даже маленьком российском городке всегда есть гостиница, где ты помоешься и за 50 рублей. Да и стиральных машин я не встречал в автодомах, так что ты в любом случае будешь стирать вещи либо в кемпинге, либо в прачечной, либо в мотеле, либо по старинке в реке. К тому же, отказавшись от санузла в кемпере, ты избавишься не только от лишней комнаты, но и от баков с водой, и от проблемы постоянного пополнения запаса этой воды, и так же слива сточных вод, и бойлер тебе не понадобится, который только занимает место и жрёт газ с электричеством. Если уж быть совсем откровенным, то я искренне не понимаю желание людей путешествовать с городским комфортом. Большинство людей живут и работают в шумном городе почти одиннадцать месяцев в году, и единственный свободный месяц обычно хочется уехать на природу, подальше от этой городской суеты, выехать из этих четырёх стен квартиры в многоэтажке или офиса, поменять их на лесные, горные или морские пейзажи, чтобы почувствовать себя частью природы, вновь стать с ней одним целым. А люди вместо этого продолжают жить в квартире даже на отдыхе, в путешествии, продолжая любым способом изолировать себя от окружающего мира, всячески отделяться от него. Мне это видится абсолютно не разумным, не логичным и не приятным, лишённым всякого здравого смысла и желанной душе романтики. По сути, любой вид путешествия подразумевает постоянное или, как минимум, регулярное движение с перерывом на ночлег и пару раз на приём пищи, ну и разумеется на общение с интересными людьми. То есть, если хорошо проанализировать свою жизнь, смысл своего путешествия, его главную цель и перестать врать самому себе, то окажется, что тебе всего лишь нужна крыша над головой и минимальное спальное место для ночлега, да возможность приготовить пищу пару раз в день, всё остальное время ты занят непосредственно самим путешествием, то есть, созерцанием окружающего мира, фотографией или видеосъемкой, общением с людьми, всеразличными приключениями и так далее. Исходя из этого, тебе совершенно не нужен огромный дом на колёсах с санузлом, кухней и прочими атрибутами городской квартиры, а достаточно небольшого объёма, чтобы комфортно поспать, приготовить пищу и поесть. Так какие же компромиссные варианты могут быть?!

Микроавтобус

Есть отличные готовые решения "миникемпера" на базе микроавтобусов, типа Volkswagen Transporter, Toyota Hiace, Ford Transit, Fiat Ducato, Mercedes Vito или Sprinter, Соболь, УАЗ Буханка и подобных, причём многие из них могут быть полноприводными, что значительно расширяет границы твоей свободы. Как правило, готовые варианты стоят космических денег, поэтому многие покупают обычный микроавтобус и переоборудуют его сами по своему усмотрению и под свои нужды, обычно, это получается значительно дешевле и ты получаешь только то, что нужно конкретно тебе. За совершенно небольшие деньги абсолютно из любого микроавтобуса можно сделать небольшой уютный домик, как минимум, с тремя комфортными спальными местами и обеденным столом, на котором так же можно готовить пищу. А если он к тому же еще и полноприводный, то ты можешь покорять на нём самые труднодоступные и красивые места, ночевать у подножья высоких гор, на берегах красивых рек или озёр, в полном отсутствии нежелаемых соседей, наедине с природой. Вся Сибирь ездит исключительно на буханках, в основном рыбаки и охотники, у них внутри салона есть и два-три спальных места, и столик с лавками, и даже дровяная печка на случай лютых сибирских морозов, и они уезжают на этих буханках за десятки и сотни километров по бездорожью в глубь тайги и живут в них неделями. На мой взгляд, небольшой полноприводный микроавтобус - это один из самых лучших и практически безальтернативный вариант автопутешествий в принципе, который даёт тебе практически безграничную свободу передвижения. Несколько лет назад мы с друзьями втроём в течении месяца путешествовали по Арктической части России на полноприводном Соболе, в нём же всегда и спали, и готовили еду, и кушали, это был наш единственный маленький и уютный домик на колёсах. На нём мы в январе по закрытым зимникам дошли и до Варандея, и до Нарьян-Мара, сражались и со снежными заносами, и с пургой, и с гололёдом, автономно жили семеро суток прямо посреди непроходимого зимника посреди тундры. И я хочу сказать, что я с ностальгией вспоминаю это путешествие, мы ни разу не испытали какого-либо дискомфорта, всё было, действительно, комфортно, уютно и очень интересно. Можно посмотреть фильм об этом путешествии на ютубе: "Соболь 4х4. На край земли". В когда-то построенный мною полноприводный Toyota Hiace мы с друзьями как-то загрузили три мотоцикла и в течении нескольких недель втроём путешествовали по русскому северу, нам очень понравился такой формат путешествий. В нём можно было ехать даже вшестером, и все шестеро могли также разместиться в нём на ночлег - на крыше стояла раскладная палатка и грузовой багажник, а внутри было четыре полноценных спальных места, ну это при большом желании или необходимости. При этом, снаружи это самый обычный легковой автомобиль, который можно запарковать в самом центре любого города, на котором можно свободно передвигаться где угодно, включая относительно серьёзное бездорожье, чтобы добраться до какого-нибудь красивого места или срезать несколько сотен километров напрямки, заимев незабываемые приключения. Минус у такого миникемпера только один - он, как и автодом, большую часть времени будет стоять на стоянке или в гараже. Хотя, при большом желании или необходимости, на нём можно ежедневно ездить и на работу по мегаполису.

УАЗ Байкал
УАЗ Байкал
-9
ГАЗ Соболь 4х4
ГАЗ Соболь 4х4
Volkswagen Multivan
Volkswagen Multivan

Жилой модуль для пикапа

Есть ещё один очень интересный вариант домика - жилой модуль для пикапа. Честно сказать, по мне так, это почти идеальный вариант по многим параметрам, но всё же и здесь есть ряд нюансов. Жилой модуль - это просто пластмассовая вставка в кузов грузовика, поэтому она не требует никаких документов или регистрации, по сути это просто перевозимый груз. В нём есть всё необходимое для комфортного проживания: спальные места, обеденный стол с диваном, шкаф для вещей и одежды, газовая плита, раковина, даже пресловутый туалет с душем в нём бывает. Поскольку он "надевается" прямо на внедорожный пикап и практически не выступает за его габариты, то мы получаем маленькую квартиру-студию со всеми удобствами и проходимостью настоящего джипа - это ли не полная свобода?! Да и с парковкой в таком случае нет никаких проблем, равно как и любых других ограничений так же нет. К тому же он достаточно легко снимается когда он не нужен, и стоит себе спокойно в каком-нибудь углу на даче или в гараже и есть не просит, а в это время вы можете пользоваться своей машиной по её прямому назначению. По мне, так это просто идеал, с которым вряд ли может сравниться что-то другое. Но всё это только в том случае, если у вас уже есть пикап и вы им регулярно пользуетесь в повседневной жизни. Если вы городской житель и ездите на легковом автомобиле, то вам придётся сменить вашу малолитражку на пикап, а нужен ли он вам будет в обычной жизни - скорее всего, вряд ли. Новый такой жилой модуль для пикапа стоит столько же, сколько и сам новый пикап, пользованный же вариант можно найти за половину или даже за треть стоимости нового, это уже гораздо интереснее, но всё равно это достаточно дорогое удовольствие и их не так много в продаже. И опять-таки, если у вас нет пикапа и он вам не нужен в любом другом случае, то это точно не ваш вариант. 

Жилой модуль в кузове пикапа Nissan
Жилой модуль в кузове пикапа Nissan
Жилой модуль с подъёмной крышей в кузове пикапа Isuzu
Жилой модуль с подъёмной крышей в кузове пикапа Isuzu

Прицеп-капля

Есть ещё один очень популярный сегодня вид домика на колёсах - это прицеп-капля (teardrop), но я искренне не понимаю смысл его предназначения. По своей сути это просто палатка на колёсах, в которой можно только лежать. Чтобы приготовить еду, помыть посуду или руки, нужно выходить из прицепа и мокнуть под дождём или снегом, мёрзнуть холодным осенним вечером у плиты ради чашки чая или кипятка для "доширака". Душа там нет, туалета нет, холодильника нет, спальных места всего два, в полный рост не встать, на диване за столом не посидеть, залезать в него не удобно и так далее, а стоит эта палатка с колёсами от 200 тысяч рублей за штуку, в то время как обычная туристическая палатка стоит 2000 рублей в спортивном магазине, собирается за 5 минут, не занимается места, ничего не весит, в ней можно стоять в полный рост, а готовить и мыть посуду ты точно так же будешь на улице. Да, с прицепом-каплей ты уедешь гораздо дальше в лес, чем на большом кемпере, но с обычной палаткой у тебя вообще нет ограничений. Кто-то скажет, что в прицепе-капле можно спать на любой местности: хоть в болоте, хоть в камнях, и он всегда готов к использованию, в любой момент, но в таком случае гораздо удобнее, эффективнее и в несколько раз дешевле жесткая палатка на крышу, она делает всё то же самое, но живёт своей жизнью на крыше автомобиля и не коем образом не мешает тебе. По мне, так лучше купить хороший универсал, кроссовер или внедорожник, сложить задние сидения и точно также с комфортом спать там, где ты захочешь. Плюс таких прицепов в том, что их можно таскать хоть самой маленькой малолитражкой и для этого не нужна специальная категория "Е к Б", на этом больше плюсов лично я не вижу. Одним словом, прицеп-каплю я считаю самым бестолковым видом "дома на колёсах". В эту же категорию предлагаю отнести и многочисленные внедорожные раскладные прицепы, которые стоят почти как целый автодом, а по сути являются нашим советским раскладным прицепом-палаткой Скиф-2М, который можно купить по цене обычного велосипеда.

Прицеп-капля
Прицеп-капля
Внедорожная капля
Внедорожная капля
Внедорожный раскладной прицеп-палатка
Внедорожный раскладной прицеп-палатка

Компактный трейлер

Существует и промежуточный вариант между большим комфортным трейлером и прицепом-каплей. Это небольшой прицеп-домик, который по своим габаритам и массе практически не отличается от прицепа-капли, но при этом является полноценным домом на колёсах, например, это польский Niewiadow N126E. В нём будет и комфортная широкая двухспальная кровать, и ещё два дополнительных небольших спальных места (по сути, для детей), и обеденный столик на четверых человек с двумя мягкими диванами, и стационарная газовая плита на две конфорки, и раковина с краном, и газовый обогреватель, и холодильник, и шкаф для одежды, и стоять в нём можно в полный рост, и огромный люк предусмотрен. Таскать его можно хоть самой маленькой Окой, весит он всего чуть больше 300кг, никаких дополнительных категорий в правах для управления не требуется. В отличие от подавляющего большинства известных мировых моделей, эта модель имеет полностью пластиковый корпус, а посему не подвержена ржавению, гниению и протеканию, как многие другие, а рама у него оцинкованая, поэтому такой прицеп можно смело брать старых годов выпуска, и стоить они будут ровно столько же, сколько простой прицеп-капля. Хранить его можно где угодно и сколько угодно, он влезает практически в любой гараж, да и на дачном участке места почти не занимает, и ничего с ним не случится. При желании или необходимости его можно запарковать и в городе в ходе путешествия, хоть прямо на улице, хоть во дворе, он даже руками достаточно легко катается. А на дороге ты его и вовсе не чувствуешь и не замечаешь, по ширине он не выступает за габариты машины, поэтому нет никаких проблем с маневрированием в мегаполисе, например.

Парковка в самом центре города на рыночной площади
Парковка в самом центре города на рыночной площади

Благодаря его маленькому весу и габаритам, он может легко штурмовать достаточно серьёзное бездорожье за каким-нибудь внедорожником, его колея такой же ширины, что и у обычного автомобиля. При большом желании или необходимости он не сложно лифтуется, его можно поставить на большие колёса и за совсем смешные деньги превратить его в настоящий полноценный внедорожный прицеп-кемпер. Я владею таким уже ровно год и очень доволен приобретением. Я таскал его и за джипом по лесовозным колеям, раскисшим полям и песчаным пляжам, и на кроссовере мы пробирались с ним через весеннее бездорожье в виде глубоких глинистых луж со льдом, сугробов по колено, противопожарных канав, густого леса и крутых каменных подъёмов и спусков - справился со всем, везде прополз.

Niewiadow N126E на весенней лесной дорожке
Niewiadow N126E на весенней лесной дорожке

Ах, какой же это кайф - сидеть у костра морозным осенним вечером где-то посреди глухой тайги на берегу тихого лесного озера или речки, и пить горячий чай из кружки - тот самый, с дымком, который с красивой картинки, и знать, что сзади тебя стоит настоящий домик, в котором тепло и уютно, и в котором ты сейчас будешь спать, наслаждаясь тишиной и невероятным видом из окошка. Скажу честно, с этим прицепом я не часто путешествую куда-то далеко, потому что для дальних путешествий я предпочитаю маленький внедорожный мотоцикл, но мне очень нравится пару раз в месяц выезжать с ним в ближайший лес, буквально за несколько километров от дома, и ночевать в нём посреди красивого глухого леса, даже в обычный будний день, особенно поздней осенью или зимой - вроде как, всего лишь вечер у костра посидел, да ночь переночевал, а ощущений, как-будто целый месяц где-то путешествовал. Такая вот универсальная романтика и совсем недорого.

Niewiadow N126E в лесу у костра
Niewiadow N126E в лесу у костра

Купил я этот замечательный домик по совету моих хороших друзей, у них есть точно такой же прицеп. Когда я увидел что они с ним делают, я влюбился в него. Гоша с Таней живут в глухой Псковской деревне на границе с Беларусью, у них есть старенький праворульный пикап Ниссан, они загружают в него два китайских мотоцикла Альфа, цепляют к нему свой маленький чудо-домик и на этом паравозе проезжают по несколько тысяч километров по России, причём по самым заповедным и бездорожным местам. По мне так, это просто фантастическая степень свободы и сумасшедшая романтика.

Пикап с двумя мотоциклами и прицепом Niewiadow N126E
Пикап с двумя мотоциклами и прицепом Niewiadow N126E

Универсальное средство

Если быть откровенным, и в первую очередь с самим собой, то все эти кемперы и автодома - не более, чем красивая игрушка, которую нам всегда очень хочется купить, однажды увидев красивую картинку или какой-нибудь видеоролик в интернете. Если бы мне сегодня нужно было отправиться в большое и серьёзное автопутешествие хоть по России, хоть вокруг всего света, то я бы без какой-либо доли сомнения выбрал самый обычный, бюджетный, простой и надежный полноприводный универсал, типа популярного в России Renault Duster, а ещё лучше праворульную Toyota Probox 4wd, которая сегодня является эталоном простоты, универсальности, надежности и неубиваемости, и которую можно купить по цене нового прицепа-капли. На таком универсале можно и в кругосветку, не боясь, отправиться, и по любым российским дорогам проехать, и по "лесовозкам" до тихого лесного озера или речки аккуратно доехать, и по шоссе хоть 120км/час комфортно ехать, и расход при этом будет около восьми литров 92-го бензина на сотню, и бак у неё 50 литров, и при сложенном заднем сидении в нём запросто помещаются двое человек на ночлег при должном уровне комфорта, и вещей ты в нём увезешь хоть целую квартиру, особенно если поставить на крышу багажник или плакстиковый бокс, и никаких проблем с парковкой и стоянкой. А если очень нужно, то и маленький автономный обогреватель в него можно поставить, тогда и зимой можно будет запросто в нём ночевать. Про туалет и душ я говорил ранее - это не проблема, а приготовить пищу можно и на улице, точно так же, как и на модном прицепе-капле, а вообще, с таким уровнем экономии можно хоть каждый день в самых дорогих ресторанах питаться - всё равно это будет в двадцать раз дешевле любого кемпера. Год назад мы проехали на трёх мотоциклах и одном Renault Duster почти всю Россию, причём по большей части по бездорожью, и я почти целый месяц ночевал в багажнике дастера, в полный рост, на мягком матрасе, почти как дома - только самые лучшие воспоминания о поездке остались, даже фильм об этом путешествии сняли "По алтаю к Енисею", который можно легко найти на ютубе, равно как и одноимённый рассказ на яндекс-дзэне.

Но если уж быть откровенным совсем до предела, то чтобы увидеть самые сокровенные и интересные места нашей страны или даже всей планеты, то и полный привод совершенно не обязателен, вполне себе будет достаточно какой-нибудь старенькой Toyota Corolla или каблучка типа Funcargo, но вполне себе для этих целей подойдёт и наша популярная Lada Largus - чем не автодом-капля?! А если на крышу поставить удобную палатку-бокс, то путешествовать можно хоть на малолитражке, причём и по асфальту, и по самому серьёзному бездорожью - малолитражки бывают разные.

Рамный внедорожник Suzuki Jimny с палаткой на крыше
Рамный внедорожник Suzuki Jimny с палаткой на крыше

Про автодома на базе больших грузовиков или автобусов я специально не упомянул, потому как это очень специфический вид транспорта, не каждому доступный и не каждому понятный, даже если это ГАЗ-66 или ПАЗик. Хотя, некоторые умудряются путешествовать и на тракторе с прицепом, будучи инвалидом к тому же, и быть при этом абсолютно счастливым человеком.

Резюме

Путешествовать можно куда угодно и на чём угодно, важно понимать зачем ты это делаешь, тобой всегда должна двигать какая-то цель, какой-то интерес. Кто-то любит изучать другие города и страны, их культуру, кто-то жить не может без южных тёплых морей, кому-то по душе тихая и уютная провинция, кто-то вечно рвётся в горы, к нетронутой природе, на крайний север или дальний восток - тут уж каждому своё. Да и путешествуем мы на всём, чём угодно: на машинах, мотоциклах, велосипедах, самолётах или воздушных шарах, парусных яхтах или катерах, пешком или автостопом - это тоже дело исключительно личных предпочтений и материального благосостояния. Но во всех путешествиях есть то, что всех нас объединяет вне зависимости от наших интересов и достатка, и именно это является самой главной целью любого путешествия. Конечно же, это приключения и общение. Рано или поздно каждый из нас насыщается и красотами природы, и городскими пейзажами, и всеразличными культурами народов мира, и гастрономический интерес к разнообразной кухне со временем перестаёт быть итнересом, но интерес к приключениям и общению с необычными и интересными людьми не угаснет в нас никогда, потому что это и есть, непосредственно, сама жизнь, а всё остальное - не более, чем декорации из картона, просто красивые цветные картинки, которые мы знаем наизусть. Каждое приключение и каждая случайная встреча - они всегда новые, это всегда сюрприз, их невозможно запланировать или спрогнозировать, именно этим они нам так нравятся, за это мы их и любим, поэтому ежедневно и выходим из дома. И когда в жизни путешественника приходит понимание, что главный смысл всей его жизни заключается только в общении, то есть во взаимопомощи друг другу, то становится совершенно всё равно куда, когда и на чём ехать, главное - не сидеть дома, а всегда куда-то идти или ехать, чтобы встречаться с интересными людьми, рассказывать им про свою интересную жизнь и наслаждаться увлекательными историями из их жизни, тем самым обмениваясь драгоценным жизненным опытом, которым потом можно будет поделиться с другими людьми. И чем медленнее будет твоё передвижение, и чем ты будешь более открыт для окружающего мира, тем больше ты сможешь всего увидеть вокруг себя и тем больше интересных встреч с тобой произодёт - ты сможешь увидеть жизнь такой, какая она есть, буквально, в мелочах. Поэтому самое идеальное и правильное с философской точки зрения путешествие - это путешествие пешком, для этого тебе нужны только ноги - вот уж, действительно, по истине полная свобода. Да и само слово путешествие, то есть шествие по своему пути, подразумевает именно передвижение пешком, а иначе зачем нам ноги. Поэтому путешешествие на каком-либо транспортном средстве - это в любом случае компромисс и даже в некотором смысле сделка с совестью, каждый выбирает своё.