Армения и Азербайджан подписали в Москве соглашение о прекращении огня, но боевые действия не прекратились. Ответственность за срыв перемирия Баку и Ереван возлагают друг на друга. Обе стороны несут потери. Переговоры продолжаются на фоне боев. Какую дипломатическую игру ведут азербайджанские и армянские политики, разбиралось РИА Новости.
Тяжелые бои
Днем 12 октября боевые действия разгорелись с новой силой. Азербайджанская армия наносит удары, сообщил представитель президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики Ваграм Погосян.
В Ереване по-прежнему указывают, что к конфликту причастна Анкара. "Армянская армия ведет тяжелые бои с в несколько раз превосходящими ее турецко-азербайджанскими силами, поддерживаемыми турецкими воздушными силами, разведывательными и прочими системами, большим числом наемников, террористов и частных военных компаний", — написал в социальной сети пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян.
В Баку обвиняют Ереван. "С целью вернуть утраченные позиции подразделения Вооруженных сил Армении, не подчиняющиеся режиму гуманитарного прекращения огня, несколько раз небольшими группами предпринимали попытки атаковать позиции азербайджанской армии", — читаем на сайте Минобороны Азербайджана.
Сотрудники МЧС Азербайджана на месте разбора завалов разрушенных домов после ракетного обстрела города Гянджа
Азербайджанские части удерживают Гадрут, "освобожденный несколько дней назад", и сведения о том, что этот город только штурмуют, — "дезинформация армянской стороны", утверждают в Баку.
Сдержанность дипломатов
В ночь с пятницы на субботу, после десятичасовых переговоров в Москве Армения и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня. Как подчеркнул глава российского МИД Сергей Лавров, это стало возможным благодаря усилиям президента России Владимира Путина, президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна.
Стороны договорились, во-первых, о собственно прекращении огня с 12:00 10 октября в гуманитарных целях для обмена военнопленными, удерживаемыми лицами и телами погибших при посредничестве и по правилам Международного комитета Красного Креста. Условия приостановления боевых действий должны быть согласованы позже.
Кроме того, обе стороны заявили, что при посредничестве сопредседателей Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приступили к субстантивным переговорам "на основе базовых принципов урегулирования конфликта для скорейшего достижения мира".
Дипломаты были более чем сдержанны, но и эксперты высказывались осторожно. Азербайджанский политолог Ахмед Алили оценил соглашение как успех российской дипломатии: "Если в Женеве сопредседатели Минской группы ОБСЕ смогли увидеть только главу МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова, то Москва самостоятельно усадила обоих министров за стол переговоров и перехватила инициативу у других сопредседателей Минской группы (США и Франции. — Прим. ред.)".
Однако он отметил и трудности такого посредничества, на что указывает хотя бы длительность переговоров.
Армянский эксперт Нарек Галстян не видит перспектив включения Турции в число посредников в Минской группе — с такой инициативой выступили в Баку. Анкара, по мнению Галстяна, не способна обеспечить нужный уровень беспристрастности — в отличие от Москвы.
Баку и Ереван предсказуемо возлагают ответственность за срыв перемирия друг на друга. Так, Алиев посетовал на то, что надежды Баку на желание Еревана урегулировать конфликт дипломатическим путем не оправдались. "К сожалению, мы этого не увидели: сразу же после вступления в силу режима прекращения огня армянская сторона грубо нарушила соглашение", — утверждает азербайджанский лидер. По его словам, армянские войска подвергли ракетно-артиллерийскому обстрелу азербайджанский город Гянджа, из-за чего погибли и получили ранения мирные жители.
Подобная риторика звучит и с другой стороны. "Несмотря на то что Баку, срывая договоренности по прекращению огня, продолжает агрессию в отношении Арцаха (непризнанная НКР. — Прим. ред.), Ереван выполняет достигнутые договоренности по результатам встречи глав МИД в Москве", — подчеркнул главный советник премьер-министра Армении Никола Пашиняна, бывший министр обороны Вагаршак Арутюнян.