Найти тему
Киномысли

Кто здесь клоун? Система конфликтов в фильме "Джокер"

Джокер — одна из самых неоднозначных фигур во всей киновселенной DC, главный злодей и антагонист Бэтмена. Неуравновешенный психопат подчиняющийся своим только своим собственным законам, по крайней мере таким его знает массовый зритель. И вот в 2019 году на экраны выходит фильм про него за авторством Тода Филипса и с Хоакином Фениксом в главной роли и собирает миллиард в прокате среди фильмов с рейтингом R, побеждает на Венецианском кинофестивале. И это все фильм про злодея и главного антагониста, не вписывающийся в каноны супергеройского кино. В чем же секрет? Дело в фильме или весь мир сходит с ума?

На экране мы видим чудаковатого и забитого сгорбленного человека по имени Артур Флек, который старается выжить в этой «тяжелой» городской среде которая буквально давит на него своими серыми запустевшими пейзажами окраин, замусоренными улица кишащими преступностью, проститутками и бедностью. Он словно сгорблен под всей этой тяжестью, он чужой в этой среде, его вышвырнули на улицу из лечебницы, где он оказался никому не нужен, и та помощь которую ему оказывает не помогает.

Но проблемы Артура не только в противостоянии с социальной средой. В одной из первых сцен мы видим, как его избивают подростки, хотя с детьми он ладит, видимо он и сам в душе чувствует себя слабым беззащитным ребенком. Позже ему делают выговор на работе, а затем и вовсе выгоняют, все что может сделать Артур в этой ситуации — это выместить свою злость в физической форме, но только лишь на мусорных баках в переулке. И мы видим, что герой Хоакина Феникса находится в прямом противостоянии со всем с человеческим обществом, у него нет друзей, он ни с кем не общается помимо коллег на работе, но те при первой же возможности предают его, у него нет любимого человека, а все отношения с героиней Зази Битц произошли лишь в его голове.

-2

Также авторы фильма вырисовывают нам картину взаимотношений Артура со своей матерью, из которой мы видим, как мать Артура очень сильно привязала его к себе сделав практически беспомощным при этом разрушая все его мечты стать комиком, ведь как говорит Пенни Флек: «Для того чтобы стать комиком нужно быть смешным».

-3

Еще одним конфликтом можно обозначить конфликт Артура с фигурой отца. Именно с фигурой отца, потому что как такового отца в фильме нет, есть только три персонажа его олицетворяющие. Это коллега по работе Артура, который вручает ему пистолет и наставляет «бей первым», тем самым инициирую перевоплощения Артура и его увольнение. Телеведущий Мюррей, которого Артур боготворил, но который его использовал лишь для того, чтобы выставить его дураком еще раз. И наконец Томас Вэйн выступает не только как некое олицетворение фигуры отца Артура, но и как фигура всего Готэм-сити. Томас Вэйн отвергает Артура называя его и его мать сумасшедшими, тем самым лишая его всякой надежды на какую-либо справедливость.

Но все же основным конфликтом является другой, на него создатели фильма дают нам намек в открывающей сцене, где главный герой смотрит в зеркало, и позже главный антагонист Артура и нас как зрителей преследует весь фильм. Он выражен просто, в виде смеха именно смех первое проявление Джокера, он словно пытается вырваться из Артура еще в самом начале и вырывается в тот момент, когда Артур уже не выдерживает всех этих давлений и начинает свою кровавую расправу. Джокер рождается после первой пролитой крови, в своем танце-инициации, его тело преображается физически теперь он не сгорбленный и забитый всем миром человек, а уверенный в себе жизнерадостный психопат, теперь он не ползет вверх по бесчисленным лестницам, а в радостном танце прыжками спускается с нее, он больше не носит потертый коричневый жилет, теперь он в ярко красном пиджаке, который является символом его дальнейших деяний.

-4

В дальнейшем Джокер убивает представителей всех конфликтующих с ним сторон, он убивает свою мать, он расправляется с «белыми воротничками» как представителями этого общества, он убивает своего коллегу по работе, он убивает телеведущего Мюррея как олицетворение фигуры его отца и он, пусть и не собственными руками, но способствуют убийству Томаса Уэйна, как олицетворения всей власти в городе.

-5

Также ближе к финалу Тодд Филипс, буквально издеваясь над зрителем дает понять, что не все из показанного на экране происходило в действительности, тем самым используя прием «ненадежного рассказчика» в результате этого любой зритель имеет право занять позицию, которая будет сводиться к тому, что возможно все показанное на экране происходило лишь в голове Артура. Тем самым авторы подчеркивают, что неважно правда все это или лишь плод воображения больного человека, они пытаются показать нам как современное общество может породить в человеке Джокера.

#Джокер #ТодФиллипс #ХоакинФеникс