Оппозиционный политик Михаил Иосилевич, которому предъявлено обвинение в участии в деятельности нежелательной организации «Открытая Россия», выложил на своей странице в Фейсбуке фото полного текста документа, проливающего свет на обстоятельства возбужденного в отношении него уголовного дела. Это «Постановление о направлении материалов проверки в орган следствия для решения вопроса об уголовном преследовании», датированное 7 сентября 2020 года и подписанное прокурором города Нижнего Новгорода Николаем Борозенцом.
На самом деле, ничего сенсационного в опубликованном документе нет. В нем констатируется, что решением Генпрокуратуры России от 26 апреля 2017 года иностранные неправительственные организации «Open Russia Civic Movement», «Open Russia» (общественное движение «Открытая Россия», Великобритания), «OR» («Otkrytaya Rossia», Великобритания, с 8 ноября 2017 года – HUMAN RIGHTS PROJECT MANAGEMENT) признаны нежелательными на территории России, и что они включены в опубликованный на сайте Минюста перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной в нашей стране.
Далее со ссылкой на заявление Михаила Ходорковского отмечается, что именно «Открытая Россия» создала предвыборную платформу «Объединенные демократы» для участия в муниципальных выборах, и со ссылкой на материалы проверки (эта проверка тоже хорошо известна, о ней писали сами оппозиционеры в соцсетях и даже видео выкладывали) утверждается, что 2 и 3 сентября в кафе «То самое место» было проведено мероприятие проекта «Объединенные демократы» движения «Открытая Россия».
Помещение, в котором проходило мероприятие, согласно данным Росреестра, принадлежит на праве собственности Михаилу Иосилевичу. Его уже дважды привлекали к административной ответственности (за проведение в этом же помещении форума «Свободные люди», на котором освещалась деятельность «Открытой России», и в связи с выступлением в этом же помещении экс-председателя «Открытой России» Александра Соловьева. – Справка ОН).
В этой связи прокурор Нижнего Новгорода усматривает в действиях Михаила Иосилевича признаки состава преступления, предусмотренного ст. 284.1 УК РФ. Напомним, что данная статья предусматривает уголовное наказание не только руководителям нежелательных организаций, но и за участие в деятельности такой организации, совершенное лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. В этой связи прокурор и направляет материал проверки в тот следственный орган, к компетенции которого по закону отнесено проведение предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 284.1 УК РФ.
Казалось бы, все понятно. Но сенсацией в данном случае является не содержание обнародованного документа, а сам факт его публикации. Поскольку в посте на странице Михаила Иосилевича в соцсети усматриваются признаки еще одного преступления, предусмотренного с. 310 УК РФ – «Разглашение данных предварительного расследования». Поскольку эта статья (равно как и ст. 161 УПК РФ – «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования») не определяет перечень данных, которые не могут быть разглашены, к таковым относят любые сведения, содержащиеся в уголовном деле.
Получается, что Михаил Иосилевич идет ва-банк. Он демонстрирует готовность идти на другие нарушения, вероятно, рассчитывая на политическое решение о прекращении уголовного преследования. Насколько такой подход морален и как он соотносится с декларируемым оппозицией стремлением к торжеству закона, судите сами.
А вот по тому, какой будет реакция прокуратуры, можно будет делать вывод, только ли Алексею Навальному позволено свободно обращаться с процессуальными нормами, или же это фактически разрешено и провинциальным оппозиционерам.
Фото: Андрей Абрамов