Найти тему
Бабек Сеидов

Лезги Адет

Одной из главных функций или целей брака было рождение детей, от наличия или отсутствия их зависело благополучие семьи. “Аял авачирдаз иман авач” (“Не имеющий детей лишен веры”) - гласит лезгинская пословица. Поэтому уже свадебная обрядность включает в себя ряд магических приемов и обрядов, 
направленных на обеспечение деторождения (посажение на колени невесты мальчика, вручение невесте многодетной женщиной кувшина, наполненного водой, с пожеланием “быть полной как кувшин”, имея в виду ее беременность, и др.). При бездетности прибегали к ряду приемов как магического (раскачивание бездетной женщиной каменной колыбели на кладбище Къырхлер - сорока мучеников, погибших за веру мусульман - в Дербенте, поклонение святым местам - Квасум утагъу в сел. Мискинджа; святому дубу в сел. Хорель и др.), так и рационального порядка юкъ вахчун (выпрямление спины) путем соприкосновения головы и ног, закутывание молодой женщины в только что снятую шкуру мелкого рогатого скота, согревающие компрессы на низ живота и т.д. 
С периодом беременности связан ряд поверий, основанных на вере в особую активность злых сил (джиннов, сглаза и пр.) в период наибольшей уязвимости женщины, с пищевыми продуктами (беременная женщина должна удовлетворить все свои прихоти в отношении пищи, иначе ребенок родится с каким-то изъяном, запрещалось есть зайчатину, иначе ребенок родится с заячьей губой, и т.д.). 
Существовали приметы, по которым определяли пол ребенка (если живот большой - родится девочка, маленький и выпуклый - мальчик и др.). 
Роды принимала мамани (повитуха). При трудных родах прибегали к приемам, в основном магического порядка (раскрывали священный сосуд, распускали беременной косы, развязывали узлы, отпирали замки, при особо трудных родах снимали двери мечети и т.д.). 
Смерть женщины при родах приписывали вмешательству Ал-паб-демоницы. Для того чтобы отпугнуть ее, стреляли из ружей, били в медную посуду и т.д. 
С пуповиной и плацентой, как и с некоторыми другими частями и органами тела (первым зубом, первыми волосами, ногтями и др.), у лезгин, как и многих других народов мира (Фрэзер, 1983. С. 49-51), бытует представление о магической связи, якобы существующей между ребенком и отделенными от него частями тела. По поверьям народа, их повреждение или потеря могли повредить ребенку. Поэтому их прятали и хранили в надежном месте. 
Послеродовой период также связан с рядом поверий, ограничений и запретов. Особенно опасными считались чиллад вахт - 40 дней после родов. Полагали, что в этот период мать и ребенок подвержены влиянию чилла, виновниками которой чаще всего являлись нечистая сила, покойник и глазливая женщина. 
Для предохранения от чилла или для снятия ее (если она успела поразить новорожденного или мать) брали землю с места, куда вылили воду, которой мыли покойника и, разведя ее водой, обливали ребенка и мать, протаскивали ребенка через сквозную дыру, вырытую на кладбище, в комнате роженицы ставили прозрачный сосуд с водой и яйцом, под подушку ребенка клали острый металлический предмет (ножницы, иглу, гвоздь и т.д.), лоб ребенка мазали сажей, за дверью ставили веник, чтобы напугать и отвлекать джиннов, и т.д.
Одной из главных функций или целей брака было рождение детей, от наличия или отсутствия их зависело благополучие семьи. “Аял авачирдаз иман авач” (“Не имеющий детей лишен веры”) - гласит лезгинская пословица. Поэтому уже свадебная обрядность включает в себя ряд магических приемов и обрядов, направленных на обеспечение деторождения (посажение на колени невесты мальчика, вручение невесте многодетной женщиной кувшина, наполненного водой, с пожеланием “быть полной как кувшин”, имея в виду ее беременность, и др.). При бездетности прибегали к ряду приемов как магического (раскачивание бездетной женщиной каменной колыбели на кладбище Къырхлер - сорока мучеников, погибших за веру мусульман - в Дербенте, поклонение святым местам - Квасум утагъу в сел. Мискинджа; святому дубу в сел. Хорель и др.), так и рационального порядка юкъ вахчун (выпрямление спины) путем соприкосновения головы и ног, закутывание молодой женщины в только что снятую шкуру мелкого рогатого скота, согревающие компрессы на низ живота и т.д. С периодом беременности связан ряд поверий, основанных на вере в особую активность злых сил (джиннов, сглаза и пр.) в период наибольшей уязвимости женщины, с пищевыми продуктами (беременная женщина должна удовлетворить все свои прихоти в отношении пищи, иначе ребенок родится с каким-то изъяном, запрещалось есть зайчатину, иначе ребенок родится с заячьей губой, и т.д.). Существовали приметы, по которым определяли пол ребенка (если живот большой - родится девочка, маленький и выпуклый - мальчик и др.). Роды принимала мамани (повитуха). При трудных родах прибегали к приемам, в основном магического порядка (раскрывали священный сосуд, распускали беременной косы, развязывали узлы, отпирали замки, при особо трудных родах снимали двери мечети и т.д.). Смерть женщины при родах приписывали вмешательству Ал-паб-демоницы. Для того чтобы отпугнуть ее, стреляли из ружей, били в медную посуду и т.д. С пуповиной и плацентой, как и с некоторыми другими частями и органами тела (первым зубом, первыми волосами, ногтями и др.), у лезгин, как и многих других народов мира (Фрэзер, 1983. С. 49-51), бытует представление о магической связи, якобы существующей между ребенком и отделенными от него частями тела. По поверьям народа, их повреждение или потеря могли повредить ребенку. Поэтому их прятали и хранили в надежном месте. Послеродовой период также связан с рядом поверий, ограничений и запретов. Особенно опасными считались чиллад вахт - 40 дней после родов. Полагали, что в этот период мать и ребенок подвержены влиянию чилла, виновниками которой чаще всего являлись нечистая сила, покойник и глазливая женщина. Для предохранения от чилла или для снятия ее (если она успела поразить новорожденного или мать) брали землю с места, куда вылили воду, которой мыли покойника и, разведя ее водой, обливали ребенка и мать, протаскивали ребенка через сквозную дыру, вырытую на кладбище, в комнате роженицы ставили прозрачный сосуд с водой и яйцом, под подушку ребенка клали острый металлический предмет (ножницы, иглу, гвоздь и т.д.), лоб ребенка мазали сажей, за дверью ставили веник, чтобы напугать и отвлекать джиннов, и т.д.

Многие обряды и обычаи детского цикла (приемы лечебной магии при бесплодии, обряды, связанные со снятием чилла, и др.) у лезгин сохранились и в наши дни. Следует отметить, что одни охранные меры включают положительные практические действия, выработанные многими поколениями. Другие, которые можно характеризовать как ритуальные, скорее носили магический характер и часто могли давать положительный результат, основанный на психотерапевтическом воздействии. Правила и запреты в период беременности женщины, которым в народе придается магический смысл, на деле впитали в себя многове- ковый опыт и наблюдения и направлены на обеспечение беременной женщине физической безопасности, душевного покоя, что в конечном счете отражается и на ребенке, носимом ею. 

#лезги_адет