Найти в Дзене
Носов Алексей

Когда менять резину на зиму и как это правильно делать?

Казалось бы очевидные вещи, да? Но каждый год возникают одни и те же вопросы. Каждый год я даю по этому поводу очередной комментарий в СМИ. И каждый год кто-нибудь из журналистов переставляет мои слова в вольном порядке до полной потери смысла. Так вышло в этот раз с Комсомолкой. И я решил написать для вас подробную методичку, а журналистам теперь буду просто давать на неё ссылку.

Казалось бы очевидные вещи, да? Но каждый год возникают одни и те же вопросы. Каждый год я даю по этому поводу очередной комментарий в СМИ. И каждый год кто-нибудь из журналистов переставляет мои слова в вольном порядке до полной потери смысла. Так вышло в этот раз с Комсомолкой. И я решил написать для вас подробную методичку, а журналистам теперь буду просто давать на неё ссылку.

Зимняя дорога - это не только красиво, но и опасно.
Зимняя дорога - это не только красиво, но и опасно.

Когда менять резину?

Для зимних и летних покрышек температура воздуха 7 градусов Цельсия является пограничной. Жёсткие летние шины при температурах ниже плюс семи начинают терять сцепные свойства, а мягкие зимние быстрее изнашиваются при температурах выше. Определить наступление заветных среднесуточных плюс семи очень просто - при таких температурах дают отопление. Пощупал батарею, тёплая - пора переобуваться, холодная - значит пока ещё можно не ходить в гараж за колёсами.

Неправильная эксплуатация колёс всегда чревата приключениями в дороге
Неправильная эксплуатация колёс всегда чревата приключениями в дороге

Как правильно эксплуатировать резину?

Во-первых, покрышки не должны быть старыми. Даже при отсутствии видимого износа шины начинают терять свойства уже спустя четыре года с момента производства. Даже если они не эксплуатировались, они были подвержены разрушительному влиянию света - их главного врага. Не поленитесь перед установкой и особенно перед покупкой проверить дату производства - это очень легко, она указана на боковине в овальном штампе и состоит из четырёх цифр, первые две - это неделя производства, а последние две - год. Бывают штампы с тремя цифрами - это означает, что шины были выпущены до 2000 года, но вы такие встретите разве что в музее.

Картинка сайта "Вселенная автомобилей"
Картинка сайта "Вселенная автомобилей"

Во-вторых, все четыре покрышки должны быть одинаковыми. С идентичным рисунком протектора, желательно близкой датой изготовления и равномерным износом. Добиться равномерного износа очень просто - достаточно следить за углами установки колёс (в простонародье "сход-развал") и периодически, не реже чем раз в семь тысяч километров перекидывать колёса крест-накрест.
Неравномерно изношенные колёса могут обескуражить ваших электронных помощников - ABS, ESP и прочие EBD, и уж точно лишат уверенности при повороте и торможении даже очень опытного водителя.

В-третьих, правила дорожного движения предписывают остаточную глубину протектора 4 мм, при отсутствии индикаторов износа. Изношенные шины - это слишком много дополнительных расходов, начиная от штрафа 500 рублей по 12.5 ч.1 КоАП, и заканчивая оплатой ущерба пострадавшему в ДТП по вашей вине. Кроме того, изношенные шины регулярно травят по ободу и проколоть их намного легче. Дешевле купить новые.

Не храните старые колёса. И не выбрасывайте где попало. Утилизируйте их правильно.
Не храните старые колёса. И не выбрасывайте где попало. Утилизируйте их правильно.

Как правильно выбрать резину?

Правило номер один - зимняя резина бывает только с маркировкой в виде снежинки в горной вершине с тремя пиками. Никаких всесезонок не бывает. Это не работает ни летом, ни особенно зимой!

Фото сайта 4tochki.ru
Фото сайта 4tochki.ru

Аналогичную маркировку "M+S" (mud/snow - грязь/снег) имеют практически все грязевые покрышки, которые редко работают на снегу и никогда на льду. Отсюда правило номер два - зимняя резина бывает только шипованной.
Липучки придумали как компромисс для тех регионов, где шипы запрещены. Это не означает, что хорошие фрикционные шины не работают совсем, но они всегда уступают шипованным. Пусть порой и на какие-то сантиметры тормозного пути, но на зимней дороге цена жизни измеряется в долях секунды и сантиметрах. Опять же, всё лучшее в мировом автопроме всегда достаётся спорту, например, супершип. А вот "суперлип" не бывает.

Самодельный супершип в одной из картинговых секций Новосибирска
Самодельный супершип в одной из картинговых секций Новосибирска

И наконец правило номер три - чем дороже, тем лучше. Так называемые "премиальные" шины - это не переплата за бренд. Резина - не трусы от Рики Чои. Это высокотехнологичное изделие, а технологии стоят денег. Количество, форма и размер ламелей, состав резины, технология посадки шипов и их форма сильно отличаются в зависимости от цены покрышки. А это в свою очередь и тормозной путь, и водоотведение, и износостойкость.
Но это не означает, что дешёвая зимняя шипованная резина не работает. Работает, просто хуже дорогой. У этого правила, кстати, бывают исключения. Поэтому выбирать надо не только кошельком, но и головой. Рекомендую перед покупкой погуглить тесты шин. Мне очень нравится, как это делает
АвтоРевю.

Съёмки теста грязевых шин на снегу для программы "Белая полоса" Кирилла Цивинюка, ныне продюсера видео-проектов АвтоРевю.
Съёмки теста грязевых шин на снегу для программы "Белая полоса" Кирилла Цивинюка, ныне продюсера видео-проектов АвтоРевю.

Как правильно менять резину?

Конечно, в шиномонтажной мастерской. Никаких самостоятельных замен на домкратах в гараже! Если только в вашем гараже не завалялся современный балансировочный станок. Неотбалансированные шины быстрее изнашиваются, убивают ходовку, рулевое и сильно влияют на управляемость автомобиля. А балансировать колёса нужно после каждого монтажа, после сезонного хранения, после каждых 10 000 километров пробега, а порой и после езды по плохим дорогам.

Даже для суровых диагональных покрышек дороги бывают плохими. Фото с одного из наших автопробегов "Весенний слалом"
Даже для суровых диагональных покрышек дороги бывают плохими. Фото с одного из наших автопробегов "Весенний слалом"

Кстати, если вы купили китайскую резину и не можете её отбалансировать, делюсь лайфхаком - попробуйте развернуть клапан (в простонародье "сосок") в противоположенную часть покрышки от той, где стоит жёлтая метка. Да, это неправильно, но с моими Comforser CF 3000 проканало. Видимо в ту смену на заводе работали растерянные дальтоники - жёлтую с красной перепутали, а красную вообще не поставили.

На одних из наших ледовых гонок участник меняет шины с походных на боевые.
На одних из наших ледовых гонок участник меняет шины с походных на боевые.

Как отличить хорошую шиномонтажку от плохой? Очень просто. В хорошей шиномонтажке есть динамометрический ключ, он непыльный и лежит под рукой. Если колёса вам закручивают пистолетом, то вы в плохой шиномонтажке и скоро поедете в автомагазин за новыми колёсными шпильками. А ещё в хорошей шиномонтажке всегда есть медная смазка для обработки ступиц.
Никогда диски не прикипали? Мы однажды лупили запаской вдвоём по заднему колесу моего Паджерика в Караканском бору, после того, как колодки заклинило и диск прикипел.
А ещё в хорошей шиномонтажке вам всегда предложат промазать обода герметиком, даже если шины и диски у вас абсолютно новые. И это не чтобы денег с вас содрать, а чтобы вы к ним не заезжали подкачать колёса после очередного перепада температур.

Очередной внезапный ремонт колёс в нашем походе в Магадан. И запас колёс на крыше.
Очередной внезапный ремонт колёс в нашем походе в Магадан. И запас колёс на крыше.

И самое главное правило!!!
Соблюдайте безопасную дистанцию, скоростной режим и тренируйтесь. Не ленитесь клюнуть в тормоз, если сомневаетесь в держаке, только посмотрите предварительно в зеркала. Это поможет вам понять, что у вас под колёсами. Пустите тачку в боковое скольжение на пустой парковке торгового центра, только убедитесь, что рядом с вами никого нет. Это поможет вам вспомнить, как надо безопасно поворачивать. Узнайте, где в вашем городе проводят ледовые гонки и запишитесь в свободный трэк-день, чтобы не терять навыки управления на скользкой дороге.
И тогда зимнее вождение не будет вас пугать, а станет приносить удовольствие.

На льду все равны. Но "равнее", тот, у кого держак лучше.
На льду все равны. Но "равнее", тот, у кого держак лучше.