Его называют пророком и гением, социалистом и анархистом. О нем пишут книги и снимают фильмы, он говорил о тотальной слежке, но некоторые моменты его биографии до сих пор представляют загадку.
Убить слона
В молодости Оруэлл, тогда ещё Эрик Артур Белл, служил в колониальной полиции в Бирме. В это время он понял, что для большинства бирманцев он является символом угнетения. Это вызывало в нем острое чувство вины, но его также раздражала реакция местных жителей, которые всячески проявляли к нему неуважение. Сами при этом они практически ничего не делали. Оруэлл даже называл бирманцев «злобными зверьками». Однажды в поселке, где служил Оруэлл, обезумел рабочий слон, начавший крушить все вокруг. Одного человека он растоптал до смерти. Местные жители обратились к Оруэллу. Слона он нашел уже успокоившимся, когда тот мирно жевал травку. Убивать животное, которое по уровню угрозы не отличалось от коровы, ему не хотелось, но толпа бирманцев, стоящая за спиной, не оставила Оруэллу выбора. Он выстрелил. Раз. Ещё раз. Он расстрелял все патроны, а после корил себя за конформизм. Единственной причиной, по которой он убил слона, было чувство того, что не сделай он этого, его бы посчитали посмешищем.
На волосок от смерти
В июне 1936 года Оруэлл женился. В декабре того же года отправился защищать испанскую Республику от генерала Франко, которого поддерживали Муссолини и Гитлер. В Испании Оруэлла считали бесстрашным и даже безбашенным. «Он был такого высокого роста и при этом всегда стоял. Капитан Бен Ленински вспоминал: «Говоришь ему: «Да пригни же ты голову!» — а он себе стоит». Подобная манера ведения боя не могла привести ни к чему хорошему: Оруэлл получил серьезное ранение, пуля едва не попала в сонную артерию. Выйдя из госпиталя, Оруэлл не угомонился: днём они с женой изображали из себя богатых английских туристов, а ночью писали на стенах «Visca P.O.U.M.!».
Пророк
По количеству сбывшихся пророчество Джордж Оруэлл занимает первое место среди всех писателей. Он предсказал тотальную слежку, агрессивное влияние СМИ на формирование мировоззрения людей, реалити-шоу и упрощение языка, так называемый «новояз». Также Оруэлл первым публично использовал термин «холодная война», окрестив так противостояние между СССР и США.
Оруэлл и Гитлер
Отношение писателя к Адольфу Гитлеру было парадоксальным. Он не раз говорил о магнетизме фюрера и заявлял: «Я готов публично заявить, что никогда не был способен испытывать неприязнь к Гитлеру». Оруэлл видел в нем «нечто глубоко привлекательное», но «убил бы его, если бы получил такую возможность». В рецензии на «Майн Кампф» Оруэлл писал о фюрере: «У него трагическое, несчастное, как у собаки, выражение лица, лицо человека, страдающего от невыносимых несправедливостей. Это лишь более мужественное, выражение лица распятого Христа…».
Скачки идей
Идейную принадлежность писателя нельзя назвать статичной и постоянной. В 1930-х годах он причислял себя к анархистам, в 1940-е – к социалистам. Перед смертью он стал опять склоняться к анархизму, так как разочаровался в идее большого государства как института. Оруэлл был ярым сторонником федеральной социалистической Европы и в общих чертах обрисовал эту идею в эссе 1947 года «К европейскому Единству». Неоднозначным было и его отношение к отношениям СССР и Англии. В 1942 году Оруэлл заявлял, что Англия и США должны требовать за свою помощь демократических перемен в СССР. «Пушки в обмен на демократию», – так он называл это. Также Оруэлл предрекал, что союз Англии и СССР не принесет ничего хорошего. Записывали Оруэлла и в антисемиты: он резко протестовал против создания государства Израиль, а в идеологии сионизма видел очередную уловку для подавления человека.
Ми-6
В 2003 году, когда вышло в свет 20-томное собрание сочинений писателя, мир узнал об Оруэлле много нового. Оказалось, что он тесно сотрудничал с британской разведкой и был ей осведомителем. Он вел записи, где отмечал свои соображения об известных людях, о том, какую они представляют угрозу, вычислял скрытых коммунистов и сочувствующих. В 1949 году, незадолго до смерти, писатель передал эти записи своей давней знакомой Селии Кирман, работавшей в Отделе информационных исследований.
Вопрос веры
Оруэлл был атеистом, но вопросы веры его интересовали только в контексте подавления воли масс, то есть он был уверен, что роль религии в сегодняшнем мире занимает политическая система. В романе «1984» он писал о том, что «государство - это Бог». Оруэлл критиковал Папу Римского за участие в политических интригах и утверждал, что «озлобленный атеист не столько не верит в Бога, сколько испытывает к нему неприязнь».