Найти тему

Туризм. Сценарии выхода из кризиса

По данным Ростуризма, потери туристической отрасли в связи с пандемией коронавируса составили в России порядка 1,5 трлн рублей в первом полугодии 2020 года. Количество бронирований снизилось на 75%, а пассажиропоток сократился на 90%

Международная туристская организация (UNWTO) приводит не менее печальную статистику. Даже по сравнению с кризисным 2008 годом, туристические потоки по всему миру сократились в 7,5 раз. Ожидается, что к докризисным показателям туротрасль будет идти вплоть до 2025 года. Как изменятся предпочтения путешественников, и какие технологии будут наиболее востребованы, в следующем материале.

Сценарии выхода из кризиса

Индекс тревожности среди туристов по мере снятия ограничений снижается, а эмоциональная ценность путешествий в условиях длительной изоляции возрастает. Потребность в путешествиях и новых впечатлениях, по мнению экспертов, помогут индустрии подняться.

Направленность и скорость перемен будут зависеть от двух факторов — того, как быстро страны начнут выходить из экономического кризиса, и того, насколько фундаментально изменится потребительское поведение в связи с опытом локдауна.

Возможные варианты развития событий:

Все вернется на круги своя

· Большинство компаний справится с кризисом благодаря господдержке;

· Борьба за путешественников приведет к разработке гибких транспортных тарифов.

Гибель массового туризма

· Число туристов значительно сократится;

· БОльшая часть компаний разорится.

Выживут только крупнейшие

· Коронавирус будет время от времени возвращаться, что спровоцирует новое закрытие границ и введение карантина;

· С учетом непредсказуемой ситуации долгосрочные стратегии станут невозможны.

Тотальная виртуализация

· Путешествия будут доступны только для богатых, для остальных останутся виртуальные экскурсии по музеям, городам и т.д.;

· В связи с этим туристические объекты будут приспосабливаться под меньшее число туристов.

Как могут измениться потребности путешественников:

Запрос на гибкость и безопасность. Здоровье и благополучие станут важными факторами при принятии решения в пользу того или иного места. Туристов будет интересовать безопасная среда, социальная дистанция, а также гибкие условия бронирования и возможность отмены.

Паспорт иммунитета. В документе, который может появиться, будет указано, болел ли человек коронавирусом и есть ли у него антитела. Паспорт иммунитета будет иметь такую же силу, как загранпаспорта и визы и может стать обязательным документом для пересечения границы.

Спрос на страхование путешествий. Требование к личной безопасности приведет к формированию новых услуг, таких как страховка от коронавируса. Также увеличится спрос на страхование отмены поездки, вне зависимости от ее стоимости.

Тотальная персонализация. Туристы будут выбирать продукт, максимально соответствующий их графику и интересам. Групповые туры трансформируются в группы, состоящие из друзей и знакомых, чтобы все могли чувствовать себя комфортно и безопасно.

Путешествия как образ жизни. Пандемия показала эффективность удаленки: во многих компаниях часть сотрудников остается трудиться дистанционно даже после отмены режима самоизоляции. Возможность работать из любой точки мира перестроит традиционное разделение на «отпуск» и «офис» и позволит получать новые впечатления даже в рабочие будни. В результате вырастет число туристов, совмещающих путешествия и работу. По прогнозам специалистов, уже к 2035 году во всем мире будет насчитываться не менее 1 млрд цифровых кочевников.

Осознанное потребление вместо синдрома упущенной выгоды. Под влиянием пандемии возрастет спрос на «отдых без спешки». Продолжительные поездки, прогулки пешком, изучение местной культуры, жизнь в палатке или на ферме станут более востребованными. Вечно спешащий турист, желающий посетить как можно больше стран, превратится в осознанного медлительного путешественника.

«Умные» путешествия. Технологии будут сопровождать пользователя на всех этапах — от планирования до обмена впечатлениями. Онлайн, как и прежде, не сможет заменить эмоции, которые мы получаем от поездки, но интересный цифровой контент только повысит ценность предложения.

«Вторые» города станут новыми туристическими мекками. Путешественники будут выбирать менее крупные города с целью избежать огромного скопления людей. Вместо Лиссабона туристы поедут в Порту, вместо Токио — в Осаку. «Вторые» города с аналогичным набором достопримечательностей и сервисом по более низкой цене станут новыми туристическими направлениями.

Появится запрос на путешествия в отдаленные уголки. Опасение заразиться, и жесткая установка на социальную дистанцию сформируют запрос на поездки в ранее неизученные места, где гарантированно будет меньше людей. Тренд, спровоцированный пандемией, только усилит практики цифровой гигиены.

Какие направления туризма выживут, а какие нет?

Локальные путешествия станут более популярными, хотя бы в краткосрочной перспективе, – в этом сходятся почти все эксперты. Другим сегментам рынка, возможно, придется сложнее.

Внутренний туризм возродится. Из-за страха полететь на отдых в другую страну и временного закрытия границ люди станут больше путешествовать по России. Сегмент бизнес-туризма просядет. Спрос на деловые поездки упадет до уровня 2016 года. Проведение встреч по Zoom и переход на удаленку доказали свою эффективность. Количество путешествий с бизнес-целями сократится, их заменят переговоры в режиме видеоконференции. Деловые поездки с целью повышения квалификации также сократятся за счет развития дистанционных форматов образования. Спрос на поездки с целью участия в выставках и конференция сохранится: онлайн не сможет заменить нетворкинг, который является важной частью любого мероприятия.

Медицинский туризм будет развиваться. После окончания пандемии медицинский туризм продолжит свое развитие. Запрос на комплексное лечение вырастет: пациенты станут более требовательными в выборе места и поставщика медицинских услуг.

Как изменится работа операторов и поставщиков туристических услуг?

Агрегаторы и метапоисковики смогут укрепить свои позиции за счет построения индивидуальных предложений, которые будут формироваться на основе анализа данных о поведении пользователя. Такие компании смогут заменить «традиционных» туроператоров в вопросах организации логистики путешествий. Туристический рынок продолжит автоматизироваться: спрос на онлайн-платформы, позволяющие спланировать путешествие «под ключ», продолжит расти. После возобновления международного авиасообщения перевозчикам, скорее всего, придется соблюдать ограничительные меры (свободное кресло по центру, меньшее число пассажиров в салоне), что приведет к повышению цен на авиабилеты. Пассажиров ждет максимальная бесконтактность: во время регистрации на рейс, прохождения контроля, в стерильной зоне. Аэропорты станут менее загруженными, но приезжать придется на несколько часов раньше, чтобы пройти необходимые процедуры по «проверке здоровья». В здание аэровокзала при этом будут пускать только при предъявлении электронного посадочного талона. Возрастет популярность индивидуальных вариантов размещения — квартир, домов и коттеджей. Среди гостиниц в выигрышном положении будут отели с небольшим номерным фондом и, соответственно, небольшим количеством гостей. Увеличится спрос на автоматизацию и бесконтактные услуги: пандемия ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10–15 лет. К примеру, бесконтактная регистрация позволит избежать лишних контактов с сотрудниками отеля и повысит скорость обслуживания.

Перспективные технологии

Под влиянием пандемии увеличится спрос на технологии создания «безопасной» среды, а также платформ, которые смогут автоматизировать процессы.

В числе перспективных проектов:

· Системы распознавания и биометрической идентификации для бесконтактной регистрации на рейс или открывания двери номера в отеле;

· Системы измерения температуры для выявления заболевших;

· Голосовые помощники в общественных местах, которые избавят от лишних контактов;

· Беспилотники и роботы, дезинфицирующие пространства;

· Устройства и оборудования на основе светодиодов для дезинфекции в местах массового скопления людей;

· Решения на основе виртуальной реальности, которые помогут путешественникам сделать выбор, а отелям — повысить привлекательность своего продукта;

· Цифровые гиды, предлагающие безопасность и персонализацию опыта.