_____________________________________________________________________________________
Мы убеждены, что наши воспоминания точно отражают реальные события прошлого. Уверены, что знаем, что именно сделали, а как не поступали. Однако это заблуждение! Во-первых, память частенько преподносит сюрпризы: искажает, путает, скрывает, перекручивает факты.
Во-вторых, при грамотном вмешательстве извне мы можем искренне поверить в то, что нам даже не снилось в кошмарном сне. Через несколько часов работы над памятью, мы можем убедиться, что совершили преступление, которого никогда не было. Мы можем, будучи абсолютно невиновными, признать вину в чужом злодеянии. Как вы думаете, всех можно в этом убедить? Прислушаемся к ученым.
_____________________________________________________________________________________
Смелый эксперимент над памятью
Изучение дел о неправомерном осуждении ярко свидетельствует о том, что подозреваемых можно допрашивать таким образом, что они поверят в совершении преступлений. Причем не только в тех, в которых они на самом деле не участвовали, но и в несуществующих в истории. При грамотной прокачке мозгов они не только напишут чистосердечное признание, но и будут испытывать раскаяние в случившемся. Есть убедительные доказательства: даже невинного агнца божьего можно за несколько часов обработать так, что он поверит в серьезном нарушении закона.
Интересное исследование опубликовано в журнале Psychological Science. Перед тренерами была поставлена задача: создать у всех участников детализированное ложное воспоминание. В течение 3 часов в дружественной обстановке, отнюдь не напоминающей угнетающую атмосферу полицейского участка, интервьюеры вводили в память студентов неправильные детали. Психологи предоставили участникам богатые и подробные описания событий, которые никогда не происходили.
Перед экспериментом авторы связались с родителями испытуемых. Опекунов попросили заполнить анкету о конкретных событиях в жизни их отпрысков в возрасте от 11 до 14 лет, предоставив как можно больше подробностей. Родителям порекомендовали не обсуждать эту информацию с детьми.
В начале интервью исследователь рассказывал студенту о двух событиях его подросткового возраста, из которых на самом деле произошло только одно. Для одних участников ложные сведения были связаны с преступлением, повлекшим за собой контакт с полицией. Для других вымышленная ситуация была эмоциональной по своей природе, например, нападение собаки или потеря огромной суммы денег. В придуманные рассказы были включены некоторые правдивые подробности из жизни студента, полученные от родителей.
Участников попросили объяснить, что произошло в каждом из двух событий. Когда у них возникли трудности с объяснением ложной ситуации, интервьюер настаивал на дальнейших попытках. Психолог пояснял, что при использовании «новых стратегий улучшения памяти», они смогут вспомнить больше деталей. Работа по «раскрытию потенциала мозга» продолжалась 3 часа. Результаты были поистине удивительными.
Из 30 участников, которым сказали, что они совершили преступление в подростковом возрасте, 21 человек (71%) признался в нарушении закона. Из 20 студентов, которым сообщили о проводимом расследовании, 11 «уголовников» подробно рассказали, как общались с полицией. У 77% участников сформировались красочные воспоминания о вымышленном эмоциональном событии.
Что интересно, криминальные фальшивые образы оказались столь же правдоподобными, как и эмоциональные. Учащиеся в обоих случаях предоставляли одинаковое количество деталей. Они сообщали о своем «прошлом» с аналогичным уровнем уверенности, яркости и сенсорных деталей.
Психологи предполагают, что включение в рассказ правдивых деталей, таких как имя настоящего друга, придало фальшивому событию достаточно узнаваемости, чтобы оно показалось правдоподобным. В таких обстоятельствах изначально подверженные ошибкам и пластичные процессы памяти могут легко вызвать ложные воспоминания с поразительной реалистичностью.
Это исследование указывает на явную возможность того, что большинство из нас способны создавать богатые лживые картинки прошлого. Отточенные техники интервью могут невиновных подозреваемых сделать участниками криминальных событий. Понимание, что «нормальных» людей можно легко заставить генерировать ложные воспоминания – первый шаг к предотвращению искажений.