Здравствуйте.
1772 год. Париж.
Неожиданное появление незнакомки, именовавшей себя поначалу княжной Владимирской, а потом дочерью покойной императрицы Елизаветы Петровны, не могло не вызвать в светских кругах повышенного интереса. Эту таинственную красивую и грациозную молодую даму современники описывали по-разному, но в большинстве случаев отмечали её заметное внешнее сходство с Елизаветой. Может быть, сходство было случайным, но только не для тех, кто в «самозванке» хотел видеть законную претендентку на российский престол.
Биография княжны Таракановой была настолько запутанной, что порой казалась совершенно абсурдной. Но каждый раз в трудную минуту у неё под рукой находились влиятельные покровители и советники, которые помогали восстановить пошатнувшийся имидж. Когда Таракановой становилось совсем невмоготу доказывать свою правоту, она вытаскивала из шкатулки духовное завещание Елизаветы Петровны, в котором черным по белому было зафиксировано её право на корону Российской империи
Прекрасно владея несколькими европейскими и восточными языками и зная толк в интригах, она не стеснялась заводить влиятельные знакомства повсюду, где только возможно. Любой разведчик мог бы позавидовать её способностям. Таракановой покровительствовал король Франции Людовик XV. Константинополь безоговорочно одобрял её планы завладеть российским престолом, очевидно, надеясь с помощью новой императрицы оттеснить Россию с Чёрного моря. «Княжны в изгнании» всячески помогало британское внешнеполитическое ведомство. Её даже собирались представить папе.
Всё рано или поздно заканчивается. Екатерине II, императрице на тот момент, дошли слухи о готовящемся поляками заговоре, в котором Таракановой отводилась ключевая роль.
Очевидно, заговор против Екатерины готовился давно и тщательно, о чем стало известно в северной столице. С того времени о Пугачёве и Таракановой заговорили как о самых главных врагах российской короны. Но, физическое уничтожение «мятежной негодяйки» где-нибудь во Франции или Италии не входило в планы императрицы.
Спецоперацию по захвату Таракановой поручили адмиралу Орлову, брату фаворита императрицы, чьи корабли несли службу в Средиземном море. Он должен был любой ценой – хитростью или силой – захватить самозванку и доставить целой и невредимой в Россию.
Адмирал выполнил свою миссию блестяще. Княжна оказалась жертвой своих собственных слабостей. Она настолько поверила в искренность адмирала, который обещал стать её мужем, что согласилась отпраздновать их свадьбу на российском военном корабле. Там-то Тараканова и была арестована.
По прибытии в Санкт-Петербург её бросили в Петропавловскую крепость. Узницу допрашивал самолично канцлер Голицын. Все материалы допросов ложились на стол к Екатерине II. Ни в чем существенном Тараканова не призналась. Она сильно путалась в своих объяснениях, дополняя их всё новыми и новыми деталями. Однако до конца разобраться в её сложном жизненном пути так и не удалось. Тараканова не исключала того, что её матерью могла быть Елизавета Петровна. На всех допросах она называла себя Елизаветой, как бы подчеркивая свое необычное происхождение.
3 декабря 1775 года таинственной узницы не стало. Она скончалась от чахотки. Её похоронили в безымянной могиле.
Тем не менее в истории княжны Таракановой пока что больше вопросов, чем ответов.
Ведь, правда? Пишите комментарии.
P.S. все картинки взяты из интернета из общего доступа.