Найти тему
Altzapoved

Как поднимали теплоход, затонувший в Телецком 27 лет назад

В Алтайском заповеднике завершилась операция судоподъёма катера типа «Ярославец», затонувшего в заливе реки Камга Телецкого озера 27 лет назад приблизительно в 20-ти метрах от берега, на глубине 10-17 метров. Работы по подъёму судна проводились профессионалами ООО "ВК ПОДВОДТЕХ" (Казань) под руководством главного технолога компании Алексея Смирнова при поддержке и под наблюдением сотрудников Станции подводных исследований Алтайского заповедника.

С 2017 года сотрудники Алтайского биосферного заповедника регулярно погружались к затонувшему теплоходу и проводили мониторинг объекта на отсутствие явных следов разлива ГСМ. Анализ проб показывал лишь следовые концентрации нефтепродуктов.

Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема
Последние кадры (теперь исторические) непотревоженного судна за день до начала подъема

«Но время идет, озеро уже начало постепенно переваривать то, что попало к нему. Несмотря на то, что судно в неплохом состоянии, сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы, коррозия сделала свое дело и металл начал "плакать" сталактитами из ржавчины», - рассказывает Роман Воробьёв, дайвер и сотрудник Алтайского заповедника.

Пришло время "Ковчегу", а именно так называется теперь судно, около 30-и лет ходившее по водам Телецкого озера под именем "Ирбис", покинуть заповедную акваторию. Особо охраняемая природная территория должна оставаться неизменной как над, так и под водой.

Непростая операция судоподъема (а судно проекта "Ярославец" - это 30 тонн железа длиной 21 метр) усложнялась необходимостью строгого соблюдения экологических требований к работам в заповеднике: запрещено размытие и перемещение грунта на дне, образование отходов в процессе работ, развертывание лагеря и какие-то либо работы на берегу, в том числе из соображений безопасности - медведи, гуляющие по берегу непредсказуемы. Захламление акватории и берега тоже было недопустимо и по окончании каждой рабочей смены производилась тщательная уборка. А для уменьшения влияния работ на флору и фауну озера все работы производились в легком водолазном снаряжении в толще воды с минимальным взаимодействием с донными отложениями. Необходимо было учитывать наличие большого количества коряг и сплетений тросов перед теплоходом. Водолазам приходилось работать при температуре воды +9°С. Свет с поверхности к теплоходу уже почти не доходит. Прозрачность воды в Камгинском заливе тоже не идеальна - в любое время года всего несколько метров и если потревожить ил, то она мгновенно становится нулевой.

На первом этапе водолазными специалистами на берегу посёлка Яйлю (центральная усадьба Алтайского заповедника) был собран плот площадью 36 м2, служивший водолазной станцией, с которой осуществлялись спуски водолазов. На плоту размещалось все оборудование, необходимое для судоподъема, генератор, компрессоры, две палатки для хранения оборудования, переодевания и обогрева водолазов. После детального обследования дна, его профилирования, замеров толщины ила началась длительная и ответственная операция судоподъема.

Камгинский залив, на палубу теплохода через несколько десятков минут после подъема высадились специалисты
Камгинский залив, на палубу теплохода через несколько десятков минут после подъема высадились специалисты

Подъем 30-тонного судна производился с помощью системы грузоподъемных строп и судоподъемных понтонов. Всего было использовано 10 понтонов общей грузоподъемностью 70 тонн. Все оборудование было рассчитано с многократным запасом прочности. После закрепления понтонов и выравнивания судна на грунте наступил кульминационный момент!

«После начала подачи воздуха в боковые понтоны они начали надуваться и через несколько часов теплоход постепенно начал подниматься из воды после 27-и лет покоя в темноте Камгинского залива. К чести отечественного судостроения, надо сказать, что после осушения корпуса судна герметизации не потребовалось, металл корпуса хоть и пострадал от коррозии, но выдержал экстремальное испытание временем под водой. Течей обнаружено не было, после откачки воды проблем с плавучестью и остойчивостью тоже», - рассказывает о деталях операции подъёма судна Роман Воробьёв.

Морозное октябрьское утро, технологическая пауза и Ирбис-Ковчег навсегда покинет заповедную акваторию
Морозное октябрьское утро, технологическая пауза и Ирбис-Ковчег навсегда покинет заповедную акваторию

Уже через день после подъема катер был отбуксирован в посёлок Артыбаш. Так завершилась более чем полувековая история т/х "Ирбис" (теперь "Ковчег") в Алтайском заповеднике. Эксклюзивные подводные и надводных видеоматериалы, о том, как происходила операция по судоподъему можно будет увидеть на YouTube-канале Алтайского заповедника в ближайшие дни. Всё только начинается!

Текст подготовлен Романом Воробьёвым

Фото Романа Воробьёва и Татьяны Клименко

Фото и описание затонувшего теплохода

О концентрации нефтепродуктов в заливе