Читал комменты на другом канале, и попался именно такой, какой я ожидал увидеть:
Речь, конечно, про аниме. А мы рассмотрим этот вопрос в приложении к дизайну игр. Он будет звучать так:
Может ли сильный боец выглядеть как девчонка?
Если игра сделана японской студией для японского рынка – она скорее всего будет в аниме-стиле. Хотя аниме это просто анимация, сейчас мы для удобства будем подразумевать под аниме именно тот самый мейнстримный стиль рисования.
Нам в принципе всё равно, во что там играют японцы. Обколются своими покемонами и Но японские студии работают и на международный рынок, выпуская широко известные хиты. При этом практически все они несут отпечаток анимешности в той или иной степени. Наиболее подходящий пример для нашего рассмотрения – Final Fantasy VII Remake. В сюжете – супер-воины, способные разрубить небоскрёб, но вот как они выглядят:
Теперь посмотрим на настоящих мужиков:
Тут всё как мы любим: 50 килограмм брони, бицепсы толщиной с меня, голова, чтобы в неё есть, агрессивные гримасы, огромные пушки устрашающего вида.
Кто кого победит?
Западные стереотипы строятся исключительно на внешнем облике. Если перед вами стоит гора мышц, значит он сильный и вас побьёт. Чем больше мышцы – тем сильнее. Также впечатление подкрепляется другими признаками: шрамами, татуировками, агрессивным поведением, угрожающим взглядом, наличием большой пушки.
Если же перед вами мужчина, похожий на женщину (худенький, симпатичный, ухоженный, с модельной причёской), то значит и драться он будет как женщина.
Вопрос тогда такой: если это всё очевидно, почему тогда японцы стремятся сделать сильных персонажей женоподобными? Они что, не понимают, что делают?
Нет, они как раз всё понимают, и с их точки зрения никакого нарушения логики нет. Для них вот такой женственный мужчина – действительно сильный и мужественный. И внешность, так же и на Западе, играет важную роль. Только получается всё наоборот. Давайте разберёмся, почему.
Внешнее против внутреннего
Восточные боевые искусства имеют два аспекта. Один направлен на развитие физической формы и техники, а второй – на духовное развитие. Для чего самураям предписывалось медитировать, заниматься каллиграфией, слагать стихи, учиться музыке и вообще содержать свой ум в чистоте.
На Западе же просто культивировалась сила. Правило простое: чем больше силы, тем лучше.
Но с японцами (точнее, с их героями) такое не прокатывает. Для них агрессивный орущий боец с огромными мускулами – не более чем тупое животное, и вызывает не страх, а презрение.
В вестерне "Красное Солнце" Чарльз Бронсон пытается с кулаками напасть на Тосиро Мифунэ, но терпит поражение, так как Мифунэ отвечает приёмами дзю-дзюцу. В результате Бронсон обвиняет самурая в том, что тот дерётся как баба, носит юбки, ну и всё прочее.
В аниме "Samurai 7" есть эпизод, когда самурай за неимением топора рубит дрова мечом, а потом, узнав, что за ним наблюдали, говорит "Извините за неказистость". То есть он порубил дрова, но ему стало стыдно за то, что он сделал это недостаточно изящно.
Также во многих фильмах про кунг-фу филигранная техника китайских мастеров противопоставляется пудовым кулакам заезжих западных боксёров, которые изображаются как звероподобные варвары.
Концепция изящества и красоты действия абсолютно не совмещается с тупой разрушающей силой. Там, где качок-громила потратит невероятное количество энергии, чтобы сокрушить, сломать, растоптать противника, восточный мастер обойдётся едва заметным движением.
Это всё, конечно, хорошо лишь в теории, не принимайте всерьёз. Речь не о том, как на самом деле, а о том, какой культурный подход преобладает, и соответственно влияет на игры и кино. Тем не менее сама разница в подходах системна и весьма заметна. Например, на ютубе есть американский канал, где тестируют различное холодное оружие.
Человек держит в руках японскую катану, но по его движениям видно, что он зажат, перенапряжён и применяет гораздо больше силы, чем требуется. В его движениях нет изящества. Точно так же работают с катанами абсолютно все западные актёры – стискивая в руках, напрягая всё тело.
То есть даже имитируя восточное боевое искусство, западные люди склонны делать это так, как им привычнее – демонстрировать мускулы, прилагать побольше силы и свирепости.
Японцы в плане расслабленного владения катаной идеальны, что в общем-то неудивительно.
Даже аниматоры дотошны к деталям:
Насчет красоты тоже всё понятно. Внешняя форма находится в гармонии с внутренним содержанием. Поэтому образованный, утончённый боец просто не может выглядеть грубым громилой. Он учится быть эффективным, а не грубым. Здесь красота не несет никакого женственного подтекста. Это просто красота, которая на равных позволяется и женщинам, и мужчинам.
Будем подытоживать. Если на Западе с силой связана внешняя составляющая, то на Востоке большую роль играет внутренняя. Как понять, что перед вами хороший боец, если внешне он не похож на гориллу?
Это будет видно из его поведения и манеры разговора. Если он выглядит как щегол, но ведёт себя спокойно, насмешливо или даже подчёркнуто дружелюбно – перед вами очень опасный противник.
Просто интонации голоса могут сказать больше, чем гора мускулов. Именно поэтому, кстати, аниме рекомендуется смотреть в оригинальной озвучке, которая у японцев всегда на высоте.
Если вы начнёте понимать эти принципы, то в скором времени сможете отличить смертельно опасного бойца от просто женоподобного мужика.
Читайте также: Зачем вам аниме?