Коротко предыстория. 20 апреля 2020 года (три по 20 – надо будет расспросить нумерологов…) мир содрогнулся – за нефть стали доплачивать. Ещё вчера за 160 литров вязкой жижи просили 15 долларов, а уже сегодня сами были готовы доплатить по 37 баксов, лишь бы эту жижу кто-нибудь забрал и увез от греха подальше!!!
В Венесуэле призадумались, в Эмиратах опечалились, в Саудовской Аравии траур… В Белоруссии неделя объявлена нерабочей и введен новый государственный праздник – «День независимости от России».
Сразу скажу – ни один производитель нефти при этом не пострадал. Тут надо понимать специфику торговли нефтью, а конкретно американским эталоном Light (или WTI – кому как нравится). Продают её только в одном месте в мире – на бирже в Нью-Йорке. Торговля идет не на разлив из бочонка, а фьючерсами. Фьючерс – это такая бумажка, на которой корявыми английскими буквами написано, что ООО «ROGA I KOPYTA» готово продать вам энное количество дурно пахнущей жидкости по рыночной цене. Причем ООО «ROGA I KOPYTA» - это не ООО с уставным капиталом 10000 рублей и юр.адресом в квартире директора; это небольшое число очень уважаемых трейдерских организаций, чьи бюджеты зачастую больше бюджетов тех стран, которые у них эту нефть покупают.
Если бы фьючерсы сразу покупали бы потребители нефти, то это было бы скучно, поэтому в дело вступают спекулянты. Целый месяц фьючерсы покупают, продают и снова покупают, формируя цену – иногда десятки раз за день – и в конце месяца наступает апогей, а проще сказать – экспирация (если слово «проще» здесь уместно). То есть такой день, когда директор биржи говорит: «Стоп» - и тот, у кого фьючерс забирает настоящую нефть и везет ее к себе домой.
Это как игра в стулья – музыка остановилась, все сели на стульчики. Обычно на бирже стульев хватает на всех – все спекулянты успевают продать фьючерсы реальным потребителям. Но в апреле 2020 что-то пошло не так. Напомню: эпидемия в разгаре, короновирус выкашивает людей похлеще «новичка», все сидят по домам – спрос на нефть упал. А добыча еще не упала. И все, кто хотел прикупить черного золота, уже залился им по уши и хранить нефть стало реально негде, или почти негде.
И вот ситуация – стоит спекулянт с бумажкой, на которой написано, что завтра ему нальют целый танкер нефти, а остальные участники сидят на стульчиках и ехидно улыбаются. А у него ни танкера, ни склада, ни желания эту нефть забирать – а забрать обязан, иначе слишком большой штраф. И тогда, с виноватым лицом спекулянт говорит: «Ладно, отдам за 15…». В ответ тишина… «За 10… за 8… за 5… доплачу еще, ироды!!!». А поскольку он такой не один остался, начинается конкуренция – кто больше доплатит. И вот так – с криками и стонами сгоняют цену до минус 37 долларов за баррель, после чего наконец-то продают свои фьючерсы (если слово «продают» здесь уместно) и с облегчением разъезжаются по домам стреляться….
Ну да Бог с ними – с американцами, наши то почему пострадали? В Москве ведь нефтью не торгуют. Правильно – в Москве торгуют производными бумагами от нью-йорских фьючерсов, цена которых обязана совпадать с ценой базовой бумажки (с небольшой коррекцией) . За этим следит специально обученный участник – маркет-мейкер – один или несколько крупных российских брокеров. Это как у собак Павлова: в Америке мигнули лампочкой – у нас среагировали на свет. Скорость света 300 000 км/секунду поэтому разница во времени незаметна.
Только вот беда. В стране Пиндосии цена может двигаться через тернии к звездам и обратно, а в России в определенном диапазоне, и экспирация проводится по цене Нью-Йорка по состоянию на 21.30 мск. Если цена базовой бумаги выходит за пределы московского диапазона, то у нас торги останавливают на 5-10 минут, диапазон смещают и торги идут дальше. Но американцы-то далеко не джентльмены – они не ждут, пока в Москве что-то там закончат, а торгуют дальше. И вот эти 5-10 минут российские (и не только) трейдеры смотрят на меняющуюся за океаном цену, а сделать ничего не могут.
А 20.04.2020 сошлись все звезды разом, а именно: цена на мосбирже застыла на нижнем уровне диапазона, то бишь на 8 долларах за баррель и….. простояла там до утра. Произошло то, что было предусмотрено правилами мосбиржи, но мало кто с этим сталкивался – вечером (после 18.45мск) диапазон торгов не меняется. Видно, ответственный за это человек спать уходит, или ему ребенка с продленки забирать, или он в третью смену где-то подрабатывает… В общем нет никого, кто бы две циферки поменял..
И вот те, кто купил себе (как им казалось) счастье по 8 долларов – «Ну не может же нефть стоить дешевле» - сидят и наблюдают, как уходит цена все ниже и ниже, где ее ещё никто не видел. Я сам в тот вечер сидел за монитором, но не торговал, а только следил в легком шоке.
Потери отечественных спекулянтов составили примерно пятикратную сумму вложений. То есть тот, кто торговал на все деньги – потерял всё – и еще остался должен 4 депозита. Суды уже прошли – результат ожидаем, поскольку основные правила биржи, которые подписывают все клиенты таковы: 1) биржа всегда права и 2) клиент всегда платит.
И наконец, ответ на главный вопрос - когда снова ждать нефть по -37? Ответ – НИКОГДА. И не потому что сейчас меняют регламенты торгов, а некоторые брокеры вообще запрещают данный инструмент задолго до экспирации. Главное – опыт. Если сейчас спекулянты увидят хоть намек, что через месяц нефтехранилищ может не хватить – они побегут от этой нефти, как черт от ладана. И торговля сразу станет скучной, но это будет уже совсем другая история….
И да – ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Вам не сложно, а мне как обычно…