Когда-то давно я увлекался коллекционированием винила. Увлекался крепко, основательно, узконаправленно и долго. Больше десятка лет я шерстил барахолки, общался с барыгами, изыскивал частные и общественные фонотеки, фонды. С появлением е-бея немного освоил его, а когда появились первые магазины с зарубежным винилом начал усердно посещать их.
Но, моя тема классика на отечественном виниле.
Почему классика? Это моё первое музыкальное образование, и привитый моими преподавателями вкус. С одной стороны мне было интересно узнать нового для себя исполнителя и композитора; с другой стороны это было полезно- коллекционирование помогало мне музыкально самообразовываться.
Почему отечественная? Даже будучи совсем юным я понимал что собрать что то редкое из зарубежных исполнителей будет просто невозможно, и как бы я не старался, моя фонотека немецких дирижёров будет всегда менее полной чем у любого немца. Что сказать, перфекционизм)))
После периода когда я грёб все и вся у меня начали вырисовываться два основных направления: 1- уникальные советские исполнители 2- уникальные советские издания. О первом пункте я думаю многие наслышаны, а вот на втором стоит остановится подробнее.
Как и у всех заядлых винильщиков у меня была страсть к первопрессам. Это присуще любому виду коллекционирования: найти, приобрести в коллекцию нечто уникальное… Да, это всегда тешит самолюбие. Так вот, я начал замечать что есть некоторые издания, которые попадаются крайне редко и при этом звучат так же крайне хорошо. Такая себе золотая жила в советском музпроме. При дальнейших сравнениях и уточнениях именно эти диски оказывались первыми тиражами “хитовых” классических музыкальных релизов ссср изданных в период с 57 по 64гг. Сейчас приведу пару примеровВсе знают миллионный супер переизданный комплект “Ван Клиберн в Москве” ? А вот как выглядели первые издания этого релиза. Это была не коробка а вот такой двойник. Он так и попадается 1 на миллион.
Или другой пример: Рихтер+ Караян= 1й концерт Чайковского)).
Вот он, родимый, первый.
Даргомыжский “Каменный гость” в обоих вариантах.
Теперь кратко о самих лейбах. До возникновения “мелодии” существовало три основных завода выпускавшие долгоиграющий винил: Апрелевский и Ленинградский и Рижский. Пластинки формата lp они начали выпускать с начала 50х гг. Выглядели они примерно вот так.
А вот студия ВСГ появилась только в 1957м. Соответственно малые тиражи которые они выпускали на своих мощностях были произведены в “доМелодиевский” период до 1964г.
Редкость второго лейба, назовем его условно “стерео факел” объясняется тем же. С момента появления первой стерео записи в СССР в 1961м и до образования фирмы “Мелодия” прошло всего 3 года.
Качество и редкость этих изданий ставят их особняком, и хоть моя колекционерская страсть давно утихла, мимо этих изданий я не могу пройти мимо до сих пор)))
Эти пластинки тем интересны что они именно “домелодиевские”. “Вкусные яблоки” закончились с момента создания этой фирмы. Обратите внимание на цену на стерео пластинке- она ровно в два раза дороже- 2 рубля!!!
Один мой знакомый барыга винила шутил : “по рублю за канал”.
Интересно другое - на этих пятаках издавались одни из самых интересных на тот момент совковых релизов: концертные записи иностранных исполнителей, премьеры отечественных композиторов, выдающиеся исполнения молодых талантов. А потом, лишь потом- тиражировались сотнетысячными изданиями на более дешевой массе, в простых конвертах а иногда и без них. Бывало и вовсе ждали переиздания долгие годы…