Приветствую дорогого читателя на канале простых решений!
Тема мотивации наверное самая «горячая» тема в сфере саморазвития личности. Советов насчет того, как поднять мотивацию множество. Советов полно, а технологии, раскрывающей процесс, как её сформировать, нет. Между тем я уже много лет практикую метод открытых вопросов, которые позволяют мне сохранять настрой на постоянное обучение и развитие. В этой статье я охотно делюсь этими правилами.
Прежде разберемся с тем, что не является мотивацией. Часто мотивацию путают с интересом. Мол, если мне это интересно, то я это сделаю, если нет, тогда увольте.
Интерес – не синоним мотивации.
Интерес – проявляется как эмоция на проявление врожденного любопытства. Как утверждают эксперты в области нейрофизиологии, интерес вызывают три вещи: еда, угроза жизни, секс. Когда ваш мозг выяснит, что заинтересовавший вас объект не принадлежит ни к одной из этих категорий, то ваши чувства и эмоции по отношению к нему угаснут. В конечном итоге пропадает и сам интерес.
Ученые сходятся во мнении, что интерес самая непродолжительная эмоция.
Совсем другое дело мотивация, которая опирается на сознательно сформированные в процессе мышления нейронные сети – интеллектуальные объекты. Чем больше интеллектуальный объект, тем сильнее мотивация человека.
Мотивация – это осознанная способность выполнять определенные действия.
Сформировать мотивацию означает научить свой мозг выдавать команды для исполнительных сетей мозга. Для примера, если вы просыпаетесь утром и посещаете уборную, то это говорит о том, что у вас хорошо с мотивацией личной гигиены.
А если вы просто хотите каждое утро делать зарядку, но не делаете её, то мотивации явно недостаточно. Ваш мозг просто не воспринимает ваше желание как достаточно значимое и игнорирует его к вашему неудовольствию.
Мотивация – это не интерес и не удовольствие, а внутреннее напряжение, когда вы просто не можете не делать заданную работу.
Иногда можно столкнуться с таким советом: – Сформируйте у себя неотвратимое намерение. Почувствуйте его и следуйте намеченному плану.
Беда в том, что никто не объясняет, как это намерение сформировать.
Научный подход к формированию мотивации был найден, когда ученые заглянули в работающий мозг человека при помощи функционально магнитной томографии. Мозг устроен как большая нейронная сеть, состоящая из более мелких сетей. Эти сети формируются постоянно в процессе жизнедеятельности человека и отражают набор его привычек.
Сеть, которая в определенный момент демонстрирует наибольшее количество сигналов выступает доминирующей сетью. Так, например, ваше утреннее пробуждение активирует сеть, отвечающую за личную гигиену, после чего вы и направляетесь в уборную.
Эта сеть формировалась на протяжении вашей жизни с самого детства, когда ребёнка начинают приучать к горшку. Вспомните, насколько эта была неприятная процедура тогда, и насколько естественной и необходимой она вам кажется сейчас. Хотя посещение ватерклозета не является естественной функцией организма.
Конечно, мы сейчас далеки от детского возраста, но принцип формирование мотивации остаётся тем же – через осознание важности и необходимости совершения определенных поступков.
Как сформировать эту важность?
Я разработал 12 вопросов, которые помогают мне и моим ученикам прорабатывать достаточную мотивацию, чтобы не просто настроить себя, но и сформировать устойчивый повторяющийся навык.
В чем суть метода открытых вопросов?
Когда ваш мозг получает информацию, он определяет её в заданный кластер хранения. Если он не находит нужного кластера, то это вызывает беспокойство. Теперь мозг должен найти решение – определить к какому кластеру относится данная информация.
Пока он ищет решение, происходит формирование нейронной сети вокруг неопознанного объекта. Создается интеллектуальный объект и связывается с прочими интеллектуальными объектами, которые уже существуют в мозге.
Таким образом растет и ваша мотивация.
То есть, чем больше вы думаете о чем-то, тем большую значимость для вас приобретает объект раздумий.
А чтобы это думание на напоминало высасывание из пальца предлагаю вам потренироваться на 12 вопросах, которые для удобства запоминания разбиты на 4 группы.
1-ая группа. Что и как?
1. В чем заключается или видится проблема и как можно описать исходное состояние?
2. Каким видится приемлемое решение и какие условия при этом должны соблюдаться?
3. Каким способом можно получить приемлемое решение исходя из заданной ситуации.
2-ая группа. С кем и чем?
4. Кто мне будет помогать в достижении приемлемого решения?
5. Какими средствами я буду пользоваться при достижении решения?
6. Каковы будут мои затраты на использование этих средств?
3-ая группа. Для чего и зачем?
7. Какую цель или результат я преследую, добиваясь приемлемого решения?
8. Для кого я стремлюсь получить этот результат?
9. Почему я это делаю и как изменит меня достижение приемлемого решения?
4-ая группа. Почему?
10. Какова моя роль в этом действии?
11. В чем выражается польза для меня в результате действий?
12. В чем выражается польза для моего окружения, знакомых, друзей?
Для того, чтобы просто один раз вымыть пол вам может и не потребуется столько глубоких рассуждений. Но для того, чтобы делать уборку в собственном доме регулярно, а не по случаю прихода гостей, это упражнение поможет вам лучше любых других советов.
Со временем привычка задавать себе открытые вопросы позволит вам довольно быстро формировать мотивацию на сложные, энергозатратные процессы, вроде образования.
Если вас волнует эта тема, пишите в комментариях, я непременно буду развивать ее в дальнейших постах канала.