Найти тему
Простые решения

12 вопросов к самому себе, которые помогут повысить мотивацию

Оглавление

Приветствую дорогого читателя на канале простых решений!

Тема мотивации наверное самая «горячая» тема в сфере саморазвития личности. Советов насчет того, как поднять мотивацию множество. Советов полно, а технологии, раскрывающей процесс, как её сформировать, нет. Между тем я уже много лет практикую метод открытых вопросов, которые позволяют мне сохранять настрой на постоянное обучение и развитие. В этой статье я охотно делюсь этими правилами.

Прежде разберемся с тем, что не является мотивацией. Часто мотивацию путают с интересом. Мол, если мне это интересно, то я это сделаю, если нет, тогда увольте.

Интерес – не синоним мотивации.

Интерес – проявляется как эмоция на проявление врожденного любопытства. Как утверждают эксперты в области нейрофизиологии, интерес вызывают три вещи: еда, угроза жизни, секс. Когда ваш мозг выяснит, что заинтересовавший вас объект не принадлежит ни к одной из этих категорий, то ваши чувства и эмоции по отношению к нему угаснут. В конечном итоге пропадает и сам интерес.

Ученые сходятся во мнении, что интерес самая непродолжительная эмоция.

Совсем другое дело мотивация, которая опирается на сознательно сформированные в процессе мышления нейронные сети – интеллектуальные объекты. Чем больше интеллектуальный объект, тем сильнее мотивация человека.

Мотивация – это осознанная способность выполнять определенные действия.

Сформировать мотивацию означает научить свой мозг выдавать команды для исполнительных сетей мозга. Для примера, если вы просыпаетесь утром и посещаете уборную, то это говорит о том, что у вас хорошо с мотивацией личной гигиены.

Мотивация - не интерес!
Мотивация - не интерес!

А если вы просто хотите каждое утро делать зарядку, но не делаете её, то мотивации явно недостаточно. Ваш мозг просто не воспринимает ваше желание как достаточно значимое и игнорирует его к вашему неудовольствию.

Мотивация – это не интерес и не удовольствие, а внутреннее напряжение, когда вы просто не можете не делать заданную работу.

Иногда можно столкнуться с таким советом: – Сформируйте у себя неотвратимое намерение. Почувствуйте его и следуйте намеченному плану.

Беда в том, что никто не объясняет, как это намерение сформировать.

Научный подход к формированию мотивации был найден, когда ученые заглянули в работающий мозг человека при помощи функционально магнитной томографии. Мозг устроен как большая нейронная сеть, состоящая из более мелких сетей. Эти сети формируются постоянно в процессе жизнедеятельности человека и отражают набор его привычек.

Сеть, которая в определенный момент демонстрирует наибольшее количество сигналов выступает доминирующей сетью. Так, например, ваше утреннее пробуждение активирует сеть, отвечающую за личную гигиену, после чего вы и направляетесь в уборную.

Нейронная сеть мозга человека. Фото с сайта http://homeofknowledge.ru
Нейронная сеть мозга человека. Фото с сайта http://homeofknowledge.ru

Эта сеть формировалась на протяжении вашей жизни с самого детства, когда ребёнка начинают приучать к горшку. Вспомните, насколько эта была неприятная процедура тогда, и насколько естественной и необходимой она вам кажется сейчас. Хотя посещение ватерклозета не является естественной функцией организма.

Конечно, мы сейчас далеки от детского возраста, но принцип формирование мотивации остаётся тем же – через осознание важности и необходимости совершения определенных поступков.

Как сформировать эту важность?

Я разработал 12 вопросов, которые помогают мне и моим ученикам прорабатывать достаточную мотивацию, чтобы не просто настроить себя, но и сформировать устойчивый повторяющийся навык.

В чем суть метода открытых вопросов?

Когда ваш мозг получает информацию, он определяет её в заданный кластер хранения. Если он не находит нужного кластера, то это вызывает беспокойство. Теперь мозг должен найти решение – определить к какому кластеру относится данная информация.

Пока он ищет решение, происходит формирование нейронной сети вокруг неопознанного объекта. Создается интеллектуальный объект и связывается с прочими интеллектуальными объектами, которые уже существуют в мозге.

Интеллектуальные объекты - нейронные сети мозга меньшего масштаба - связанны между собой
Интеллектуальные объекты - нейронные сети мозга меньшего масштаба - связанны между собой

Таким образом растет и ваша мотивация.

То есть, чем больше вы думаете о чем-то, тем большую значимость для вас приобретает объект раздумий.

А чтобы это думание на напоминало высасывание из пальца предлагаю вам потренироваться на 12 вопросах, которые для удобства запоминания разбиты на 4 группы.

1-ая группа. Что и как?

1. В чем заключается или видится проблема и как можно описать исходное состояние?

2. Каким видится приемлемое решение и какие условия при этом должны соблюдаться?

3. Каким способом можно получить приемлемое решение исходя из заданной ситуации.

2-ая группа. С кем и чем?

4. Кто мне будет помогать в достижении приемлемого решения?

5. Какими средствами я буду пользоваться при достижении решения?

6. Каковы будут мои затраты на использование этих средств?

3-ая группа. Для чего и зачем?

7. Какую цель или результат я преследую, добиваясь приемлемого решения?

8. Для кого я стремлюсь получить этот результат?

9. Почему я это делаю и как изменит меня достижение приемлемого решения?

4-ая группа. Почему?

10. Какова моя роль в этом действии?

11. В чем выражается польза для меня в результате действий?

12. В чем выражается польза для моего окружения, знакомых, друзей?

Для того, чтобы просто один раз вымыть пол вам может и не потребуется столько глубоких рассуждений. Но для того, чтобы делать уборку в собственном доме регулярно, а не по случаю прихода гостей, это упражнение поможет вам лучше любых других советов.

-5

Со временем привычка задавать себе открытые вопросы позволит вам довольно быстро формировать мотивацию на сложные, энергозатратные процессы, вроде образования.

Если вас волнует эта тема, пишите в комментариях, я непременно буду развивать ее в дальнейших постах канала.

-6