Для понимания сегодняшнего материала вам понадобится знание таких терминов, как «стопа», «ударный слог», «безударный слог». О них можно прочитать в Статье #2.
Итак, начнем обучение навыку определения стихотворного размера с напоминания, что правильный, «ровный» стихотворный ритм на протяжении всего произведения делает его легким для прочтения, а значит и для понимания читателя. Да, многие известные классики часто отходили от общепринятых правил написания в одном размере, но мы же понимаем, что классики занимались стихосложением не год и не два, а зачастую всю жизнь, чтобы всецело овладеть этим навыком и позволить себе экспериментировать в формах.
Нам же, простым смертным, следует для начала научиться писать в одном размере, придерживаясь его во всех строфах. А уж потом, когда настанет День X, разгуляться во всех угодных размерах и последовательностях.
Первое, как же услышать тот самый стихотворный ритм с ударными и безударными слогами? Представьте, что, читая стихотворение, вы убаюкиваете кого-то, если поможет, раскачивайтесь в стороны, пытаясь словить ритм и понять, сколько слогов в стопе – два или три. То есть, например, первые две строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» стоит прочитать так: «БУря МГЛОю НЕбо КРОет, ВИхри СНЕжныЕ круТЯ…». Это – четырехстопный хорей. О хорее – далее.
Второе, что мы изучим – названия стихотворных размеров и положение ударения в них.
1. Хорей.
Ударение в этом размере в стопе всегда падает на первый (ударный) слог. Я, например, провела ассоциацию, что в слове хорей ударение падает на второй слог, и пошла от обратного, запомнив, что в самом размере все наоборот. Аналогично и с ямбом. Ударение только одно, правда, но падает на начало, условный первый слог, а значит в размере – наоборот, на второй. (Надеюсь, не очень сложная ассоциация 😊)
Пример хорея:
Вывод: В первое строке показаны границы стоп и ударные слоги. Как видите, ударение во всех стопах падает на первый слог, что говорит нам о размере. Во второй строке посчитано количество стоп – 6, значит окончательный размер – шестистопный хорей. Рифма, кстати, мужская, точная, рифмовка смежная. О рифмах можно прочитать в Статье #3.
2. Ямб.
Ударение в стопе падает на второй слог.
Пример ямба:
Вывод: четырехстопный (так как в пятую строфу ударение не вошло) ямб. Рифма в первом стихе – женская, во втором – мужская, во всем произведении – точная. Рифмовка попеременная.
Намного более сложными размерами являются следующие три: дактиль, амфибрахий, анапест. Помню, в школе постоянна забывала последовательность ударных слогов в них, то есть, в дактиле – первый, в амфибрахии – второй, в анапесте – третий. Мой совет: запомните сокращение ДАМАН от первых двух букв каждого размера, тогда вам будет легче вспомнить положение ударного слога.
3. Дактиль.
Ударение в стопе на первый слог из трех.
Пример дактиля:
Вывод: двустопный дактиль. Рифма женская, точная.
4. Амфибрахий.
Ударение в стопе на второй слог из трех.
Пример амфибрахия:
Вывод: четырехстопный/трехстопный (в разных стихах стихотворения) амфибрахий. Рифма точная, рифмовка попеременная.
5. Анапест.
Ударение в стопе на третий слог из трех.
Пример анапеста:
Вывод: трехстопный анапест. Рифма точная, рифмовка попеременная.
Помимо этих пяти основных размеров существуют и другие.
Например, брахиколон – стихотворение, в котором все слоги ударные, а все слова – односложные.
Пример:
Свет, тень.
Ночь, день.
Звук, шаг.
То, маг.
Тацу Такамаро, «Regeneration»
Или другой пример – логаэд. В его строке чередуется несколько различных стоп.
Пример:
Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень —
Мрачней гробовых плит.
О. Мандельштам
Теперь, когда вы можете определить размер стихотворения, вы с легкостью можете и высчитывать ритм в своем произведении, что сделает его красивым и звучным. Присылайте свои творения в комментарии, оценю, помогу или просто похвалю вас за успехи 😊
В следующий раз поговорим с вами о самых распространенных ошибках при написании стихотворений.