Найти тему
Медиатор Яна В. Стюф

Поговорим о боли

Болевой синдром относится к субъективным проявлениям болезни, а значит, нуждается в правильном понимании врачом описанного пациентом.

Боль имеет несколько характеристик:

- причину,

- локализацию,

- длительность,

- интенсивность (количество)

- характер (качество).

Остановимся на интенсивности и характере боли.

Приведу эпитеты, которые используют пациенты для описания интенсивности боли: адская, безумная, ужасная, дикая, жуткая, мучительная, невыносимая, сильная, страшная, сумасшедшая, непереносимая, нестерпимая, умопомрачительная, ощутимая, привычная, раздражающая, терпимая, легкая.

Объективизировать интенсивность (количественную оценку) боли помогают шкалы оценки боли (вербальные, визуальные и цифровые шкалы или комплексные шкалы). Их использование позволяет сократить время опроса пациента.

Критерии качественных характеристик боли, а также способы ее описания в литературе встречаются редко. Сами пациенты описывают боль по-разному, более того, описание имеет свои гендерные, возрастные и национальные особенности. Так, например, стереотип о том, что «мужчина должен терпеть боль» может исказить описание боли. Также как заложенная природой эмоциональность женщин - сделать описание более ярким, и они менее склонны ее скрывать.

Характер боли является оценочной категорией, а значит, неточной и требующей особого внимания врача.

Ниже привожу характеристики и эпитеты, описывающие различные виды болей:

Глухая, давящая, дергающая, жгучая, звенящая, зудящая, колющая, ноющая, острая, пронизывающая, пульсирующая, рвущая, режущая, резкая, саднящая, сверлящая, тупая, тянущая, щекочущая, щемящая.

Останавливаться на описании характера боли необходимо чуть дольше.

Понять пациента помогут наводящие открытые вопросы:

- Как Вы можете описать боль?

- Что Вы чувствуете во время приступа?

- Как меняются ощущения со временем?

И помните, что разговор с пациентом должен быть на понятном ему языке!