Болевой синдром относится к субъективным проявлениям болезни, а значит, нуждается в правильном понимании врачом описанного пациентом.
Боль имеет несколько характеристик:
- причину,
- локализацию,
- длительность,
- интенсивность (количество)
- характер (качество).
Остановимся на интенсивности и характере боли.
Приведу эпитеты, которые используют пациенты для описания интенсивности боли: адская, безумная, ужасная, дикая, жуткая, мучительная, невыносимая, сильная, страшная, сумасшедшая, непереносимая, нестерпимая, умопомрачительная, ощутимая, привычная, раздражающая, терпимая, легкая.
Объективизировать интенсивность (количественную оценку) боли помогают шкалы оценки боли (вербальные, визуальные и цифровые шкалы или комплексные шкалы). Их использование позволяет сократить время опроса пациента.
Критерии качественных характеристик боли, а также способы ее описания в литературе встречаются редко. Сами пациенты описывают боль по-разному, более того, описание имеет свои гендерные, возрастные и национальные особенности. Так, например, стереотип о том, что «мужчина должен терпеть боль» может исказить описание боли. Также как заложенная природой эмоциональность женщин - сделать описание более ярким, и они менее склонны ее скрывать.
Характер боли является оценочной категорией, а значит, неточной и требующей особого внимания врача.
Ниже привожу характеристики и эпитеты, описывающие различные виды болей:
Глухая, давящая, дергающая, жгучая, звенящая, зудящая, колющая, ноющая, острая, пронизывающая, пульсирующая, рвущая, режущая, резкая, саднящая, сверлящая, тупая, тянущая, щекочущая, щемящая.
Останавливаться на описании характера боли необходимо чуть дольше.
Понять пациента помогут наводящие открытые вопросы:
- Как Вы можете описать боль?
- Что Вы чувствуете во время приступа?
- Как меняются ощущения со временем?
И помните, что разговор с пациентом должен быть на понятном ему языке!