Найти тему
Закрытая книга

«Непобедимое Солнце»: Эта книга — не книга, или деградация Пелевина.

Оглавление

Фух... Даже не знаю, с чего начать... Ну, ладно, просто «вывалю» своё мнение в том порядке, в котором я с этим «опусом» знакомился.

Жадность — это плохо!

Итак, выходит новая книга Пелевина. Скажу сразу, что я являюсь (являлся?) большим поклонником его творчества: за Generation «П» надо ставить памятник при жизни (та книга была идеальна настолько, что идеи из неё стали красть настоящие «рекламщики»), а за «принца Госплана» я благодарю отдельно, причём отнюдь не за литературный талант, а за идею, подстегнувшую Лукьяненко.

И вот я, весь такой готовый вижу... Томик с подписью «Часть 1» и 349 рублями в ценничке.

От такого «ценничка» я, понятное дело, самую множечко прифигел.
От такого «ценничка» я, понятное дело, самую множечко прифигел.

Решил подождать выхода второй части, так как недолюбливаю чтение «по кускам», и что бы вы думали? Правильно, ещё 349 рублей вынь да положь. Итого — без малого 700 рублей за полную книгу. Да даже Акунин со своим «Мiром и войной» (тоже абсолютное убожество, причём объективно, похоже карантин на знаменитых писателей как-то плохо влияет) требовал 420!

Это что, такое писательское соцсоревнование «на каком ценнике нам прилетит в рожу лопатой»? Так вот, поздравляю, прилетело. Второй том я взял на «Литресе», а первый — сами-знаете-где, потому что, ну...

Тут и сказать-то больше нечего.
Тут и сказать-то больше нечего.

Так, ладно, пришло время знакомиться. И вот здесь-то как раз пора систематизировать Пелевина прошлого.

А что было раньше?

А раньше каждый его роман либо что-то прогнозировал, либо высмеивал, либо и то, и то, постепенно скатываясь в праздник абсурда (логичного абсурда, попрошу заметить!).

  • Так, например, «Омон Ра» проехался паровым катком по всему тому наплыву антисоветчины, «жжёных» разоблачений советских тайн и теориям заговора начала девяностых.
  • «Принц госплана» — вообще вещь в себе, сподвигнувшая Лукьяненко на написание «Лабиринта отражений». За это — персональный лайк.
  • «Generation «П» — вообще легендарная штука, о которой я упоминал выше.
  • «Чапаев и пустота» — удивительно реалистичные байки нового (очередного?) Наполеона из психушки — (не)удивительно качественное издевательство над тем, как обычные люди представляют себе таких вот «психов» (или, возможно, «взгляд на тему изнутри», судя по сегодняшнему «шадевру»).
И так во всех романах: что ни делается — делается с какой-то определённой целью. У Пелевина не было действия ради действия, смысл несло всё (нередко — вложенный друг в друга раз так ...цать).

И вот мы подходим к сегодняшнему объекту осмотрения. Эх, б...айда, как же мне не хочется этого делать снова...

И вот, я открываю книгу...

И начинаю читать. А действия нет. Его вообще в первой половине первого же тома нет: набитая дура получает от бати огромную кучу денег, и решает тут же, незамедлительно их прожрать, поехав в кругосветку.
На этом, собственно, весь посыл и заканчивается.

Вот из этого, собственно, и состоит первая половина: жизнеописания лёжки на пляже и покатушек на яхте дамы, прожирающей за две недели деньги, которые трое средних россиян вместе взятые ЗА ГОД зарабатывают. Больше тут и добавить-то нечего...
Вот из этого, собственно, и состоит первая половина: жизнеописания лёжки на пляже и покатушек на яхте дамы, прожирающей за две недели деньги, которые трое средних россиян вместе взятые ЗА ГОД зарабатывают. Больше тут и добавить-то нечего...

Нет, серьёзно, если выкинуть воду и словесный понос, то вся первая половина первого тома — это то, как дура отдыхает на курорте и изучает искусство перевоплощения с собутыльником.
Не надейтесь увидеть там скрытые смыслы, потому что их там нет (и я немного проспойлерю, что смысла нет не только там, но и дальше).

Во второй половине начинаются уже какие-то проблески действия: собутыльника героини убивают, но ей почему-то не приходит в голову мысль «валить отсюда надо» (сюжетная дыра номер раз, раньше Пелевин прописывал психологию человека детально и достоверно, пусть даже в совершенно «бессмысленно-беспощадных» обстоятельствах), нет!

Вместо этого она... Летит разобраться в загадочных обстоятельствах происходящего.
По пути
загадочным, //\\ его, образом возникший дедок-«проффесор» пересказывает «в напеве Рабиновича» главу школьного учебника истории Древнего Мира, а затем гордо заявляет, что ему ведома Тайна.

Итак, Тайна заключается в том, что есть некий камень-пульт управления миром, но его нет, потому что его украли, и его надо найти. Если перед ним правильным образом станцевать, то перед тобой будут открыты все дороги мира, но это неточно.

Всем нужен человек, способный правильно станцевать, и на постановке вопроса о его поиске первый том заканчивается.

Итак, что мы имеем по итогу 1 тома?

А имеем мы, по сути, ничего. Завязку нормальной книги. Это можно было бы уместить в 4 а.л. вместо того «кирпича».

Ни раскрытия героев, ни сюжета, ни-че-го. Ах да, вы понадеетесь, что всё действие, весь психологизм и весь сюжет будут во второй книге, и купите её, так как по первой нич-черта не понятно. ЪдритЪ его в корень!

И вот, второй том о Жизни, вселенной и вообще...

Кстати, «Непобедимое Солнце» — это такой «колхозный» перевод латинского Sol Invictus. Даже та часть книги, которую можно считать действием имеет в фокусе Большой Чёрный Булыжник, далёкий от того солнца как золото от коровьей лепёшки.
Хотя это я уже придираюсь, заголовки романов Пелевина всегда диссонировали с творческим содержанием, даже если его там нет.
Кстати, «Непобедимое Солнце» — это такой «колхозный» перевод латинского Sol Invictus. Даже та часть книги, которую можно считать действием имеет в фокусе Большой Чёрный Булыжник, далёкий от того солнца как золото от коровьей лепёшки. Хотя это я уже придираюсь, заголовки романов Пелевина всегда диссонировали с творческим содержанием, даже если его там нет.

...Который начинается с очередного мистического «вещего прихода».
Прекрасный, ъъъуъ, способ двигать сюжет: не нужно ни действия, ни расследования, ни сам сюжет продумывать: поспал в масочке и вуаля, знаешь кто, что, где и куда, можно ещё полчаса воду в ступе толочь.

Выкидывая ещё сорок тонн воды — получается (путём очень сложного логического анализа уровня «Кода Да Винчи»), что нам на Кубу.

(здесь, ранее и далее — буду опускать это, так как воды тут немеряно, причём она не оказывает ни малейшего влияния ни на сюжет, ни на характер персонажей... Как, впрочем, и положено воде)

Перед выездом «в хвост самолёта» героине сообщают, что среди прочего на этом булыжнике мир держится, и вообще (что «вообще»? Да то же, что и с прочими «обоснуями» в этой книге, их нет. Доказательства не нужны, всё так, как описано и говорится потому что гладиолус).

Ещё сорок тонн воды, философского онанизма и скитаний (буквально, по субъективным оценкам без сюжета проходит до половины книги. Снова.), и вот наша дура находит на кубе даму лёгкого поведения, удивительно похожую на искомый объект.

В этот момент мы узнаём, что дура «альтернативно ориентирована», и в результате стечения обстоятельств, которые здесь упоминать нельзя (да оно и к лучшему, так как это стечение ещё более тупое, чем предшествовавшие события) выясняем, что данная дама — никто иная, как та самая востребованная танцовщица.
Что, как, откуда, почему с первой попытки?
Гладиолус.

Дальше следуют полторы страницы финала, с которых вы можете открыть сразу, потому что это типичный сюжет голливудского фильма: всё шло хорошо, но в последний момент врываются злодеи, почти побеждают, но героиня всех спасает, мир перезапускается. Ка-анец.
Хотя нет, не конец, а
ещё одна тупость.

Как выяснилось, в роли той самой танцовщицы прекрасно сгодилась и главная героиня. Отсюда вопрос: я не тупой, и в таком случае получается, что водой была ВСЯ вторая часть.

Подводя итоги

-5

А что тут подводить? Сюжета в лучшем случае «на рассказ», вместо раскрытия персонажей — вода (тонны её), не раскрывающая ничего, а сама вода по своей структуре похожа на шизофазический бред.

В отличие от всех остальных книг Пелевина — эта ни над чем не смеётся, ни с чем не полемизирует и ничего не «понимает» на вид обществу. Абсолютно «непелевинское» творчество.

А разгадка проста, как лом: автору были нужны бабки, и он бегло накропал данный опус за три-пять «карантинных» месяцев (на что указывают и временные «маркера», и общий стиль с зацикленностью на море). Что можно написать в таком объёме за три месяца? Воду.

Хотите почитать что-то на ту же тему, но в исполнении здорового человека? У меня есть рецензия на роман «Риф» не менее известного Алексея Поляринова: то же самое по идее, только на три эшелона лучше по исполнению. И даже если брать в бумаге — всё равно дешевле выйдет.

Не того Пелевина я ждал, ой не того...

***

Если вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.

А если вы не хотите попасться на этот крючок как я можете посмотреть статьи на тему того, Как отличить хорошую книгу от плохой и как недобросовестные авторы «разводят» вас на покупку паршивых книг.