«Морозов приходил из Богородска, садился на пенек в стороне от фабрики, в лесу, чтобы его не увидели прохожие, и со злорадством смотрел на замирающие фабричные корпуса. Встречая какого-нибудь старика рабочего, он останавливал его, стучал своей палкой о землю и говорил:
- Что, дождался своей власти, чорт-дурак, а фабрика - стала? Придет время, меня позовете, на коленях будете просить, да я еще подумаю. Жрать-то, небось, нечего, чорт-дурак?» (цит. по сайту Богородского краеведения).
Да, суровый «дед на пне» - пожалуй, самый яркий на сегодняшний день образ, которым рисуют портрет Арсения Ивановича Морозова.
Хотя мне кажется, что человек, получивший образование в Англии, знавший три иностранных языка (английский, французский и немецкий), легко считавший в уме семизначные цифры и бывший превосходным шахматистом, достоин лучшей характеристики.
Текстильный фабрикант, основатель Богородско-Глуховской мануфактуры, Арсений Иванович принадлежал к известнейшему купеческому семейству Морозовых. Он был правнуком основателя клана – Саввы Васильевича.
В моем детстве показателем интеллигентской крутизны взрослых была способность с ходу определить, к какой ветви Морозовых принадлежит тот или иной член династии. Так вот что касается Арсения Ивановича, то он был из Захаровичей.
Сегодня мы идем в гости в особняк Арсения Морозова, который находится в Глухове (ранее село рядом с г. Ногинском, сегодня – район города), рядом с его детищем, текстильной фабрикой.
Архитектором Арсений Иванович позвал известного московского зодчего Александра Васильевича Кузнецова.
Достаточно закрытая для внешнего мира старообрядческая община строго и пристрастно отбирала тех немногих, кому можно доверить строительство своих домов и церквей. И Кузнецов, наряду с не менее известным И. Бондаренко, был одним из таких «старообрядческих» архитекторов.
Хотя, если читать воспоминания Бондаренко, и с «избранными» архитекторами заказчики-староверы обращались сурово, ко многому не допуская и таким образом создавая препятствия в работе.
📌 Еще об одной замечательной работе Александра Кузнецова – Женской гимназии г. Богородска, которую он построил по заказу и на средства А.И. Морозова, я писала в этом посте.
Глуховский особняк построен в 1907-1908 г. в стиле модерн, с элементами стилистики английских коттеджей. Связь с английской архитектурой здесь не случайна – Арсений Иванович учился текстильному делу в Манчестере.
Память об этом дошла до наших времен - фабричный город, построенный Морозовым в Глухове, называют сегодня «подмосковным Манчестером». О том, как выглядят сейчас его остатки, можно почитать здесь.
Рядом с особняком, на соседней улице, сохранились живописные деревянные дома необычной архитектуры.
Экскурсовод нам сказала, что некоторые дома на этой улице строились для иностранных, в том числе английских, специалистов, которых Морозов выписал на фабрику.
В советское время в особняке работал детский садик Глуховского хлопчатобумажного комбината, потом какое-то время был Дом самодеятельного творчества.
И все это время печная система, разработанная архитектором Кузнецовым, отлично работала.
Сегодня инженерные системы вековой давности (вентиляция, печное отопление) восстановлены и работают. Печки регулярно топят, чтобы поддерживать функциональность системы.
Из инженерных инноваций Кузнецова Вам также покажут систему верхнего дневного света.
Лучи солнца в коридор попадают из световых фонарей на крыше.
Такой прием нередко применяли для освещения фабричных помещений, а здесь практично решили использовать для частного дома.
Из интересных достопримечательностей нужно еще отметить молельную комнату в доме. Она размещалась в мезонине, там же был и балкончик, откуда пел старообрядческий хор.
В моленную я не попала, но остальные комнаты показываю:
Кабинет хозяина
Насколько я поняла, он во времена детского садика использовался как актовый зал. Раздвижная занавесочка превращала кабинет в сцену и зрительный зал.
Жилая комната хозяев
Кухня с шикарной медной ванной
Наверное, такую ванную Арсений Иванович видел в Манчестере, а потом решил заказать себе.
И конечно, апофеоз - двусветная столовая-гостиная с готическими окнами.
Дом стоит в парке, который назывался в те времена «Сокольники». Здание выходит окнами на Черноголовский пруд.
Водоем, кстати, был создан предком Арсения Ивановича – Захаром Морозовым. Выкупив плотину с мельницей на речке Черноголовке, он расширил речное русло, усилил плотину и поднял уровень воды.
Рядом с особняком было даже футбольное поле, где работники фабрики играли в новомодную игру. (Вспомним, что на предприятии работали англичане.)
Восстановленный особняк открылся для посетителей в 2017 году.
Насколько я поняла из беседы с нашим экскурсоводом, здание восстанавливали большей частью не на государственные средства, а на средства частного лица, бизнесмена.
При этом к задаче подошли профессионально, максимально соблюдая принципы исторической аутентичности.
В общей сложности в восстановлении участвовали несколько десятков специалистов самых разных профессий – от краеведов до печников.
Работа проделана серьезная. Но самое главное – удалось вдохнуть в дом душу.
Особняк наполнен жизнью, в нем очень уютная жилая атмосфера. А такого невозможно добиться, если только не делать свое дело с любовью.
🙏 Спасибо всем, кто дал нам возможность приобщиться к культуре и быту староверов, почувствовать себя желанным и дорогим гостем в дореволюционном доме фабриканта!
При создании поста использована информация с официального сайта Дома-музея Арсения Морозова (http://дом-музей-морозова.рф) и сайта Богородского краеведения (www.bogorodsk-noginsk.ru).
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Прошло 100 лет, но здесь по-прежнему живут люди: казармы Богородско-Глуховской мануфактуры старообрядца Морозова
👉 «Мы калифы на час»: изнанка жизни в Доме на набережной
👉 «Вы — принцесса, превращенная в статую»: любовный треугольник Ахматова-Гумилев-Рейснер
#путешествие #золотое кольцо россии #городские прогулки #интересные места #пешком по городу #ногинск #интересные места россии #наше подмосковье #пешком по россии #усадьбы