Найти тему
History Search

Мститель с длинной рукой. А30 Avenger I

Для того чтобы успешно противостоять новой немецкой бронетехнике, в 1941 году, англичанами было разработано 17-фунтовое орудие. Для установки новой артсистемы, был разработан и модернизирован ряд боевых машин, таких как: Archer, TOG II* и А30 Challenger. Последний также был выбран в качестве базы для создания новой машины.

Первые серийные 17-фунтовые орудия были изготовлены в 1942 году и в начале отправлялись в противотанковые артиллерийские части в качестве буксируемых орудий. Дальнейшее увеличение их выпуска позволило вооружать новыми орудиями и бронетехнику. Первыми машинами, оснащёнными 17-фунтовым орудием, стали полученные из США, истребители танков М10 обозначенные в Великобритании как 17pdr SP Achilles.

17pdr SP Achilles – первая серийная машина вооружённая 17-фунтовым орудием
17pdr SP Achilles – первая серийная машина вооружённая 17-фунтовым орудием

Боевые действия на Тихоокеанском ТВД и в Северной Африке, требовали быстрого перевооружения большого количества техники. В то время истребители танков М10 производились, преимущественно, для американской армии и британцы не могли рассчитывать на быстрые и крупные поставки этой техники (первые М10 они получили только в конце 1943 года). Тогда в Великобритании, начинают создавать собственные проекты САУ вооруженных 17-фунтовым орудием.

За основу одного из проектов легла, вполне логичная идея – взять крейсерский танк А30 Challenger, прототип которого был показан военным в январе 1943 года, и на его базе разработать новую САУ.

Между Challenger и Comet

Прототип САУ A30 SP Avenger I (слева) и А30 Challenger у обоих одна и та же подвеска.
Прототип САУ A30 SP Avenger I (слева) и А30 Challenger у обоих одна и та же подвеска.

Многие джентльмены, которые пишут про Avenger I, иногда, напрочь забывают о том, что перед запуском в серию, британцы метались между подвеской A30 Challenger и A34 Comet. А ведь тогда это была настоящая тема для дискуссий. В пользу А30 был простой, как палка, аргумент – танк уже был вооружен 17-фунтовой пушкой, его ходовая часть была достаточно длинной, а корпус достаточно прочным, чтобы все преобразования происходили с минимальными изменениями.

Но за разработку и изготовление прототипа взялся не абы кто, а Leyland – контора, которая как раз в это время разрабатывала A34 Comet. Установив новую башню, силуэт машины стал ниже чем у Challenger.

Прототип САУ A30 SP 2 Avenger I , опытная машина сохранили подвеску от A30 Challenger в неизменном виде
Прототип САУ A30 SP 2 Avenger I , опытная машина сохранили подвеску от A30 Challenger в неизменном виде

Если новая башня, в целом, удовлетворяла требования военных, то ходовая часть от Challenger, берущая своё начало еще от A27L Centaur, на испытаниях показала слабость в конструкции. И тут ребята из Leyland поймав флешбеки, вспоминают про прототип A34 Comet на котором тоже была подвеска от Centaur/Cromwell и что тогда, без поддерживающий катков было не обойтись.

Прототип A34 Comet на котором тоже оказалось, что без поддерживающих катков не обойтись. Наступать на одни и те же грабли британским инженерам было не привыкать
Прототип A34 Comet на котором тоже оказалось, что без поддерживающих катков не обойтись. Наступать на одни и те же грабли британским инженерам было не привыкать

Далее, инженеры Leyland делают то, что у них лучше всего получалось, добавляют поддерживающие катки и усиливают подвеску Avenger I. Как результат на испытаниях в Фарнборо у машины было отмечено лучшее распределение веса и подвижность.

Мстителю без крыши никуда

Изначально башня Avenger I была открытой сверху, что решало проблему вентиляции боевого отделения и облегчало загрузку боеприпасов. Однако, опыт боевого использования Achilles и Archer показал, что боевое отделение важно прикрывать сверху от шрапнели, осколков и ручных гранат. Военные чётко сказали дверь мне запили о желании иметь съёмную крышу башни. Разработанная крыша получила большие люки доступа в боевое отделение и монтировалась на металлических стойках, в результате чего, образовалось открытая щель между верхней частью башни и крышей, что позволило сохранить первоначальные преимущества: хорошую вентиляцию и защиту боевого отсека от осколков снарядов и гранат.

А вот и поддерживающие катки подъехали. Щель между съёмной крышей и башней прикрывалась откидными жалюзи
А вот и поддерживающие катки подъехали. Щель между съёмной крышей и башней прикрывалась откидными жалюзи

Спасибо, что дочитали до конца. Мы продолжим, а с вас лайк!
Не забудь подписаться на канал