Симона де Бовуар - одна из самых известных женщин-философов ХХ века. Вместе со своим мужем Жаном-Полем Сартром они составляли знаменитую пару интеллектуалов, властителей дум середины прошлого столетия. По своим взглядам Симона была близка к социалистическим идеям и выражала в своих трудах уже традиционные для французской левой интеллигенции мысли о свободе, равенстве и братстве. Однако в ее рассмотрении они приобрели ярко выраженный феминистский оттенок.
Симона де Бовуар была голосом женщин, уставших от своей второстепенной роли в обществе и жаждущих действовать наравне с мужчинами во всех сферах жизни.
В 1949 году она написала свой знаменитый труд "Второй пол". В этой книге, состоящей из двух томов, она рассмотрела место женщины в истории человечества. Написанная понятным языком, полная интересных фактов и размышлений, эта книга сразу приобрела популярность. С особенно большим интересом ее читали женщины, они будто впервые увидев себя со стороны и с удивлением обнаружив то, что сами до того не подозревали в себе.
Одновременно труд де Бовуар вызвал скандал. Это была очень смелая книга, затрагивающая такие темы, которые чопорная часть общества считала табуированными. Ватикан включил книгу в «Индекс запрещенных книг».
Почитайте сами эту книгу, нажав на виджет и заказав "Второй пол"! Условие - вы должны быть совершеннолетним.
Итак, что же там такого ужасного, что заставило церковников приравнять изящную, умную книгу философа к каким-то богохульным трудам?! Что же так испугало Ватикан?
Разумеется, главной причиной был дух свободы, который веет на страницах книги. Он заставляет взглянуть на привычное или потаенное ясными глазами и ощутить вдруг, как легкие наполняются свежим воздухом.
Симона начинает с биологии и рассматривает отношения яйцеклетки со сперматозоидом. Затем она переходит к истории, подробно следуя тем путем, который привел женщину к порабощению.
Бовуар считала, что притеснение женщин имеет свои корни в желании мужчин сохранить и продлить свой род. Будучи физически сильнее и лишенные таких сдерживающий факторов, как беременность, роды, кормление, они ничем не ограничены для продолжения рода и могут использовать для этого многих женщин.
Вероятно, особую ярость церкви вызвало утверждение Бовуар о том, что христианство и церковь действуют в интересах угнетения женщин. Цитата из Иоанна Златоуста:
«Среди всех диких зверей не найти никого, кто был бы вреднее женщины».
Недовольство Ватикана могло вызвать и то, что Симона откровенно писала о таких вещах, как менструация, женская сексуальность и вообще про плотские проявления женской сущности. Она подробно раскрыла весь путь становления женщины, начиная с детства, показала отношение к женщине с точки зрения различных институтов и социальных групп. Кстати, Симона считала, что замужество почти всегда разрушительно для женщины. Это утверждение, конечно, тоже не могло нравиться церковникам.
70 лет назад Симона де Бовуар заставила по-новому взглянуть на женщин. Читая ее книгу сейчас, видишь, что актуальность этого труда не пропала. Постоянные переиздания как нельзя лучше подтверждают этот факт.
Читайте еще на моем канале:
От "техники случая" к "человеку-технику": Хосе Ортега-и-Гассет
Как ваша вера в "авось" связана с внезапной оттепелью посреди зимы
Из блога мужа:
Наконец-то приобрел кофемолку моей мечты: посмотрите, а вдруг и вашей?