С первого взгляда окончание войны для ветерана - это долгожданное освобождение от ужасов человеческой бойни и возвращение к прежней жизни с ореолом героя на голове. Побывавших под градом пуль и снарядов сложно напугать бытовыми сложностями "гражданки". Однако не все так просто: многие вернувшиеся с поля битвы имеют боевые травмы , кто-то получает инвалидность на всю жизнь.
Это все усугубляется различными психическими расстройствами и виной перед погибшими товарищами, которые навсегда остались на поле боя. И если раньше топили свое горе в алкоголе и наркотиках, то сейчас стала развиваться более пугающая тенденция: резкий скачок самоубийств. На примере тревожной статистики суицидов департамента министерства обороны США по поддержке ветеранов ( https://www.military.com/daily-news/2019/09/23/alarming-va-report-totals-decade-veteran-suicides.html )
можно сделать неутешительный вывод: современные вооруженные конфликты становятся все более бесчеловечными и жестокими.
Уровень зверства на территориях, оккупированных США уже нестерпим даже для самих добровольных носителей демократии с оружием в руках. По приезду домой тот же палец , который тысячи раз спускал курок автомата в противника, спускает его в своего хозяина в последний раз. Мужчины ветераны используют такой способ ухода в 70.7% суицидов, женщины ветераны лишь в 43.2% . В отчете о росте cамоубийц среди ветеранов сухо прописано, что за 20-летнюю войну во Вьетнаме погибло 58 000 американцев. А с 2008 по 2017 год 60 000 ветеранов самостоятельно свели счеты с жизнью. И не в окопе или на передовой, а уже дома на своей родине , среди своих родных и близких.
В 2019 году добровольно отказались от жизни еще 6000 ветеранов. Проблема достигла серьезных масштабов,и это привело к подписанию президентом Дональдом Трампом специального указа №13861 "P.R.E.V.E.N.T.S."( Предотвращения ) President’s Roadmap to Empower Veterans and End a National Tragedy of Suicide ( Президентский план как расширить возможности ветеранов и завершить национальную трагедию суицида") от 19 марта 2019 года. В соответствии с указом № 13861 создана специальная оперативная группа , призванная консолидировать федеральные фонды и осуществлять предотвращение суицида более эффективно. Эта же группа будет предлагать исследовательские гранты федеральному правительству и правительству штатов, а также будет сотрудничать с частным сектором для решения данной проблемы.
Возможно , это даст кратковременный эффект, но в целом такой подход к решению проблемы обречен на провал. В данном случае причина суицида не в том, что оказывается недостаточно психологической помощи. Ветераны нефтяных войн в итоге осознают, что не являются освободителями, а невинно пролитую кровь за капитал финансовых гигантов не получится отстирать раствором из антидепрессантов или забыть с помощью кружков анонимных головорезов ( аналог анонимным алкоголикам). Скорее всего, данный указ лишь увеличит выделение бюджетных средств на последствия вооруженных конфликтов, что может принести некоторым ушлым дельцам двойную прибыль.
В России же таких отчетов попросту нет, и по известной всем причине не будет. Как и решения данного вопроса...Единственный способ избежать проблемы суицидов среди ветеранов как в России так и в США - это не развязывать несправедливых войн, точнее вообще не устраивать войн. Ведь любая война несправедлива и противоречит всему хорошему, что есть в человеке.
Как вы считаете, есть ли такая проблема в Вооруженных силах РФ, и если есть, то как бы вы ее решили?