Найти тему
Дневник гида

Римский театр

Перед вами театр в Кейсарии – один из множества театров, построенных в римский период на территории Израиля, который с 63 года до нашей эры был частью Римской империи.

Римский театр, да и вся римская культура находилась под сильным влиянием греческой культуры. Очень точно заметил Гораций : Греция, взятая в плен, победителей диких пленила… Римская драматургия, архитектура, литература находилась под сильным влиянием греческой культуры.

Римский театр в Кейсарии
Римский театр в Кейсарии

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землей на половину человеческого роста. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей.

И хотя римский театр многое взял от греческого, он отличался рядом существенных признаков. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, его строение поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.)

Размеры ОРКЕСТРЫ уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг (в греческом театре она занимала полный круг). В греческом театре представление шло на оркестре, сцена была небольшой и имела функциональное значение, в римском же представление шло на сцене, а по обеим сторонам оркестры были устроены особо почётные места для властей, наподобие «директорских» лож театров нашего времени. Был специальный вход для особо уважаемых - ПАРОДОС. Римский театр был окаймлен роскошным верхним ярусом - ПОРТИКО. Места для зрителей располагались в КАВИИ , которых могло быть несколько. Сцена – ЛОГЕОН , была закрыта монументальной стеной - СКЕНО ФРОНТИС. Здание стало единым по высоте. Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий зрителей от дождя и палящего солнца – ВЕЛУМ. Сцена, располагалсь на подмостке – ПРОСКЕНИОНЕ. Театр в Риме имел занавес, до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой.

Главный вход ВОМИТОРИУМ и центральный переход ДИАЗОМА, являвшийся его продолжением, были украшены колоннами, скульптурами и камнями с орнаментом, своей роскошью призванными уже при входе в театр создать праздничное настроение. В определённых местах были встроены арки, выполнявшие две функции: духовного и физического облегчения давления на посетителя. Ступени имели размеры удобные для спуска – подъёма.

-2

Театр в Кейсарии сравнительно небольшой по римским меркам, всего на 4-5 тыс. зрителей.

Стоя на сцене театра, и желая представить себе его внутреннее оформление, стоит, конечно же, включить не только некоторую долю воображения, но и знания его типовых принципов. Как и во всех других обнаруженных в Израиле театрах этого периода, ярусы аркад украшались многочисленными колоннами, полуколоннами, поставленными на сплошные постаменты, с приступками и нишами, внутри которых стояли бюсты и статуи. Этим оформлением любовались во время проходивших в театре представлений, концертов и собраний.

Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных государственных событий, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий и т. п. В греческом театре главными жанрами театральных представлений были трагедии и комедии . Заимствованные из Греции сценические игры мало-помалу уступили место таким представлениям, которые не имеют ничего общего ни с трагедией, ни с комедией: миму, пантомиму, балету и ателланам.

Ателланы - короткие фарсовые представления, названные по имени города Ателла, где они зародились. Представляют стереотипных и гротескных персонажей.

Главных масок было четыре:

Макк (простак) — изображающий дурака, обжору и ловеласа;

Буккон (хвастун) — толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун;

Папп (старик) — глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый;

Доссен (горбун) — злой горбун, провинциальный «философ», шарлатан

Сатуры или сатиры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент должен был играть в них существенную роль.

Другим видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов и воспроизводивший сценки из народного быта, а иногда выводивший в шутовском виде и богов.

В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор.

Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, настоящими воинскими доспехами, оружием. Считалось, что такая натуральность способствует успеху спектакля.

Посещение театра было бесплатное, одинаково свободное для мужчин и женщин, но не для рабов. С целью расположить к себе зрителей или удивить их роскошью и великолепием устроители усыпали театр цветами, кропили в нём ароматными жидкостями, украшали богато золотом. Нерон велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звёздами, с изображением императора на колеснице.

Актёрами были обыкновенно рабы и отпущенники. Вообще театр в Риме не имел того высокого серьезного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. Государство относилось к такого рода развлечениям несочувственно.

Так как в Риме сценические игры имели значение забавы, а не служения божеству, то в обычае было получение поэтами денег за пьесы, что в глазах общества принижало поэтов до положения ремесленников. В Греции поэты стояли высоко в общественном мнении, им открыты были высшие государственные должности; в Риме поставляли пьесы люди низшего сословия, даже рабы. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актёра, ниже, нежели звание наездника и гладиатора.

-3