Найти тему

Влияние информации в аспекте манипулирования массовым сознанием

(Художник: Ремедиос Варо)
(Художник: Ремедиос Варо)

Влияние информации в аспекте манипулирования массовым сознанием

Рассматривая термин «информация» в аспекте сублиминального воздействия в прикладном

психоанализе, следует заметить, что информация — это не совсем то, что принято понимать под термином «знание».

Знание предполагает некую объективность, т.е. является формой отображения объекта, формой перевода первичных

(объективных) факторов во вторичную субъективную форму их понимания и рациональной обработки.

Знание раздваивает мир на реальность и разновидности ее психического освоения.

Информация же сама по себе является особого рода реальностью и не нуждается в объекте как критерии ее истинности.

Понятие «истинности» не применимо к информации.

Информация может быть только достоверной, то есть достаточно правдоподобной, чтобы в нее поверили.

Проверяется же любая информация лишь путем соотнесения ее с иными информационными модулями, полученными из других источников,

т.е. все равно прямо или же косвенно решающими те или иные манипулятивные задачи.

Кроме того, знание — это нечто фиксируемое, накапливаемое и противостоящее отдельному индивиду

как данность, как основа для одной из форм его социализации (процесса обучения).

Информация же живет только здесь и сейчас.

Будучи воспринятой, она как таковая сразу же умирает, передавая энергетику своего заряда вызываемой ею реакции.

При этом вербальные, и чаще всего образные, информационные модули стали для современного

индивида необходимыми, так как их поступление обеспечивает устойчивую персональную, групповую и социальную идентичность.

Вращаясь в информационном поле, индивид постоянно подзаряжается психической энергией, которая поддерживает потенциал его идентичности.

Состояние информационного массообразования напоминает ситуацию сновидения.

Окунаясь в фобийное информационное поле, любого рода индивидуальные желания лишаются большей части своей энергетики, которая уходит на формирование и поддержание состояния массообразования.

В итоге, в памяти индивидов остаются остаточные следы информационного воздействия, символический анализ которых способен реконструировать

природу этого воздействия и блокировать его эффективность в случае психопатологической реакции на него.

Если же заблокировать поступления в мозг сигнала от телетрансляции, у индивидов возможны

развитие различно рода психопатологической симптоматики, потому что внезапная

блокировка этой трансляции разрушает их псевдосоциальность и погружает в пучину страха и безумия.

Таким образом, психика индивида постоянно находится в режиме сублиминального (т.е. неосознаваемого) контроля.

Сублиминальное воздействие культурной среды, полученное в период бодрствования индивидом, подключенным к состоянию информационного

массообразования, формирует у него основы социального чувства, фиксирует и воспроизводит базовые иллюзии и идеалы, страхи и реактивные образования.

Но виртуальная среда коллективных иллюзий, в принудительном режиме отыгранная на телеэкране, предоставляет индивиду весьма скудный набор реактивных возможностей, ограниченный рамками цивилизационных ритуалов.

Все остальные реакции на культуральные раздражители вынужденно подавляются, проявляясь исключительно в разного рода формах социопатии.

Подавленные страхом и вытесненные под давлением коллективного Альтер-Эго реакции

(аффекты, инстинктивные влечения, агрессивные и сексуальные желания, и пр.) составляют теневой компонент нашей психики.

При этом современная культура предоставляет возможность отыграть часть этих реакций на пространстве теле— и киноэкрана

(т.е. в режиме сублимации). Но все же большая их часть уходит в сферу сновидческой активности.

Сновидение таким образом представляет собой знаковый сигнал опасности о том, что ряд элементов культурной среды являются невротическими.

Прикладной психоанализ рассматривает в сновидческом материале те его компоненты,

которые свидетельствуют о наиболее значимых формах культурального воздействия, запускающих в действие энергетику первичных позывов психики.

Это и есть сублиминально воспринятые в состоянии бодрствования элементы

культурной среды, воздействие которых не смогло быть реализовано ни в дневной

сублимированной и трансформированной форме, ни в ночном мире сновидения.

В совокупности все эти элементы представляют собой остаточный ресурс для современного медиа-манипулирования.

Сергей Зелинский

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг