Это амбициозно. Это сложно. Это важно. Но случится ли это на самом деле? Окупятся ли налогоплательщикам их затраты?
Все эти вопросы поднимались сегодня в ходе конференции Консервативной партии, на которой Борис Джонсон объявил, что правительство поставило цель четырехкратного увеличения количества электроэнергии, вырабатываемой морскими ветроэнергетическими установками (сокр. ВЭУ) у берегов Великобритании к 2030 году.
"Мы ожидаем, что через 10 лет каждое домохозяйство будет получать электроэнергию от морских энергоустановок", – заявил премьер-министр, прогнозируя, что все чайники, стиральные машины и электромобили будут питаться "безопасно для экологии, от ветра, дующего вокруг наших островов".
Цель была изложена в манифесте консерваторов на выборах 2019 года. Тем не менее, факт того, что эта цель превращается в политическую программу, свидетельствует о значительном и желаемом сдвиге, в рамках которого правительство пытается принять меры к соблюдению международного обязательства свести к нулю выбросы углерода до 2050 года (т. н. "политика net zero").
"Еще несколько лет назад эксперты утверждали, что использование энергии морского ветра неэкономично", – поделился д-р Саймон Эванс на веб-сайте, посвященном энергетическому анализу, Carbon Brief. "Сегодня наш консервативный премьер посвятил этой теме целую речь на партийной конференции."
Тридцать лет назад Великобритания получала около 70% электроэнергии из угля и 2,3% за счет энергии ветра, солнца и гидроэнергии вместе взятых. В прошлом году на уголь приходилось только 2,1% вырабатываемой электроэнергии, 10% – на морской ветер и 10% – на береговой. При целевой мощности 40 ГВт морской ветер обеспечит около одной трети.
Ветроэнергетика – крупнейший источник возобновляемой энергии в Великобритании
Производство электроэнергии из возобновляемых источников в Великобритании в период с 2009 по 2019 гг.
Текущий значительный рост был обусловлен контрактами на электроэнергию с гарантированной 15-летней ценой, которые в конечном итоге были связаны с счетами за электроэнергию, привлечением промышленных гигантов, таких как SSE и Equinor, и снижением себестоимости.
С первых дней, когда правительство предлагало контракты по цене выше 140 фунтов стерлингов за МВтч. На последнем аукционе цена составила всего 39,65 фунтов стерлингов за МВтч.
Кто будет платить?
Переход от нынешних 10 ГВт оффшорной ветроэнергетики к 40 ГВт к 2030 году обойдется примерно в 50 миллиардов фунтов стерлингов в виде капиталовложений и потребует практически удвоить нынешние темпы строительства ветряных турбин – около 260 в год, по оценкам Aurora Energy Research.
Нет недостатка в девелоперах, которые хотят строить оффшорные ветряки. Но есть сомнение, действительно ли существующая система субсидирования способна привлечь этих девелоперов к созданию дополнительных 30 ГВт.
Во-первых, эта система дорогая. По оценкам Aurora Energy Research, при гарантированной цене в 40 МВт/ч создание дополнительных мощностей обойдется в примерно 2,6 млрд фунтов стерлингов в год – почти в пять раз больше, чем заложено бюджете на 2019 год (557 млн фунтов стерлингов).
Во-вторых, аукционы проводятся каждые два года, что, вероятно, слишком медленно для требуемого увеличения темпов строительства. SSE заявляет, что цель "невозможно реализовать" без проведения ежегодных аукционов с 2025 года.
В-третьих, в данном вопросе существует оин вредный парадокс. Возобновляемые источники энергии снижают оптовую цену на электроэнергию. Это увеличивает разницу по сравнению с гарантированной ценой, за которую платят конечные потребители, и снижает доходность для девелоперов под влиянием оптовых цен.
Необходимость реформы
Поэтому растет количество призывов к реформированию системы, чтобы сделать ее более привлекательной для инвесторов в долгосрочной перспективе и снизить затраты для конечных потребителей.
"При текущем состоянии оптового рынка существует риск снижения привлечения инвестиций на уровне, необходимом для достижения реализации политики нулевых выбросов", – предупреждает Том Эдвардс из аналитической компании Cornwall Insight. Он предупреждает, что это будет "вызывать все больше и больше проблем у инвесторов, девелоперов и политиков".
Одна из предлагаемых реформ – отделить субсидии от оптовых цен. Правительство может также рассмотреть другие варианты стимулирования, такие как привязка ветряных электростанций к производству водорода, который, вероятно, будет более широко использоваться, например, в отоплении.
Но реформа требует времени и места для размышлений, чего критически не хватает в рамках идеи реализации данного плана за девятилетний период.
Нужны и другие изменения. Установка такого большого количества ветряных турбин в море потребует реформирования системы согласования градостроительными органами, органами охраны окружающей среды и авиации. В частности, требуется ускорить сам процесс согласования строительства.
Следующие шаги
Данному вопросу могут помочь 160 миллионов фунтов стерлингов, которые, как было объявлено вчера, направятся на модернизацию портов и инфраструктуры в таких районах как Тиссайд и Хамбер. Однако, помимо этого, в модернизации нуждаются глубоководные сети силовых кабелей, соединяющих ветряные турбины.
Компании National Grid придется обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии даже при уменьшении количества газовых и угольных электростанций, которые помогают стабилизировать сеть.
"Достижение 40 ГВт – фантастическая цель, к которой мы должны стремиться, и нам готовы помочь много потенциальных девелоперов", – говорит Стив Дженнингс, глава отдела энергетики PWC в Великобритании.
"Однако ветровая энергия не может существовать изолированно. Нам нужен комплексный подход к энергосистеме, чтобы доставлять потребителям электроэнергию с минимально возможными затратами и обеспечить инвесторам стабильную прибыль".
Газ и возобновляемые источники энергии в значительной степени заменили уголь
Источники энергии, представлены в виде доли от выработки электроэнергии в Великобритании
Если Вам показалось, что это сложно, то просто вспомните, что цель 40 ГВт к 2030 году – это далеко не конец истории, в особенности в вопросе с морскими ВЭУ.
Комитет по изменению климата – экспертный орган при правительстве – считает, в рамках реализации политики "net zero" к 2050 году может понадобиться уже 75 Гвт*ч ветроэнергетики.
В любом случае, это уже будет проблема не правительства Бориса Джонсона.