Тибетцы и яки живут на высоте 4000-5000 метров над уровнем моря. Те и другие биологически приспособлены к условиям высокогорья: у них более высокий уровень гемоглобина и больший объём лёгких по сравнению с жителями равнин. Считается, что як одомашнен человеком более 2000 лет назад.
Яки практически не требуют ухода, хотя каждый хозяин старается украшать и расчёсывать своих кормильцев. На тибетских рынках специально для этой цели продаются яркие налобные украшения, колокольчики размером с небольшую кастрюлю и огромные гребни.
Это животное — универсальный ресурс. Народы Тибета получают от яков всё необходимое. Яки питаются сухой, калорийной и экологически чистой травой высокогорья, поэтому получаемые от них молоко, сыр, масло и мясо отменного качества. Длинную, мягкую шерсть стригут и вяжут из неё прекрасные тёплые вещи. Кизяк используется как топливо, и это очень ценная фишка, поскольку в Гималаях выше 4000 деревья не растут, а стелющихся кустарников и корешков от них не наковыряешь.
На яках пашут землю и используют их в качестве вьючных животных. Яки не боятся высоты и своим размеренным шагом безмятежно проходят по узким тропам над обрывами и по подвесным мостам на высоте несколько десятков метров.
При всей невозмутимости животное способно мгновенно развить скорость от нуля до 40 км/ч и промчаться десяток-другой метров почти бесшумно. Никогда не стоит об этом забывать, особенно при виде одиноко пасущегося гигантского самца.
Перед нападением як обычно начинает хрюкать, но не всегда. Может наоборот затаиться и прикинуться булыжником, а когда вы отвернётесь - налететь как танк. Если вы решили поехать в Сагарматху в сентябре — октябре, рискуете нарваться ещё и на животных в гоне. Такой бычара молча нападёт просто потому что вы прошли ближе чем ему хотелось, и ему без разницы, кто перед ним: тибетец или турист. Не спускайте глаз со зверюги, пока не отойдёте на безопасное расстояние.
Яковод — наследственное занятие. Семьи из поколения в поколение разводят этих животных, обучают их и используют для работы. Но в каждой такой семье были случаи, когда люди пострадали или погибли от нападения яков. Шерпы говорят, что нельзя смотреть яку в глаза и в упор наводить на него фотоаппарат.
В посёлке Сомаре живёт семья яководов. Вот они возвращаются из базлага Эвереста с пустыми баллонами из-под газа.
Это же стадо на фоне восьмитысячника Лхоцзе.
Когда китайцы в 1951-м году захватили Тибет и начали поиск полезных ископаемых, в рекордные сроки были сведены леса. Дикие яки лишились своей кормовой базы и за зиму вымирали десятками тысяч. Регион Солукхумбу (Сагарматха) в Непале граничит с Тибетом, и именно сюда перебрались многие жители со своими стадами. Сейчас они предлагают своих яков для доставки экспедиционных грузов в базовые лагеря, но негабаритные грузы, типа листов фанеры или стиральных машинок, всё равно переносят только люди.
Самый известный тибетский народ — шерпы, которые примерно 400 лет назад мигрировали на территорию Непала. Шерпы — лучшие в мире альпинисты. При их участии совершаются восхождения на высочайшие горы планеты, и без их верных помощников - яков тут тоже не обошлось.
Это сейчас есть туристическая инфраструктура и даже вертолётная заброска. А полвека назад каждая серьёзная экспедиция волокла с собой несколько тонн снаряжения и продовольствия, и завозилось всё это хозяйство в базовые лагеря именно на яках.
Интересно, что одни стада пёстрые, а другие - чисто чёрные. Возможно, первые мигрировали сюда вместе с шерпами и успели нахватать мутаций, а вторые пришли из Тибета в XX веке со второй волной переселенцев.
В посёлке Долэ хозяйкой стада является женщина. Ростом она чуть выше своих животных. Она очень ласково с ними обращается - максимум шлёпнет ладонью, что здоровенной туше вообще нипочём.
Высота 5000 для шерпов - совершенно обычная, хотя если туда поместить европейца без достаточной акклиматизации, он может за несколько часов умереть от отёка лёгких. А в Гималаях на этой высоте стоят деревни, в них живут даже маленькие дети, пока им не исполнится 5 лет и не придётся перебираться поближе к школе. В крошечном посёлке Дзонгла живёт одно такое семейство со стадом яков, в котором есть альбинос.
Наличие маленького бычка говорит о том, что в принадлежащем семье гестхаусе можно получить стакан свежего молока, похожего на топлёное, с насыщенным травяным ароматом. Хотя хозяева предпочитают скрывать этот факт и говорить, что молоко порошковое. Это потому, что европейцы переживают из-за нестерильности продукта. Непонятно, как они будут выживать во время апокалипсиса...
Девочке на этом фото 3,5 года и она помогает ухаживать за маленьким бычком. Собственно, они и растут вместе, потому что других детей поблизости нет, а игрушками она даже не умеет пользоваться. Пыталась я ей что-то подарить - положила и ушла к своему бычку.
Туризм дал якам и их хозяевам шанс войти в современность с традиционным укладом. И пускай этот симбиоз сохраняется дальше - мало ли что ожидает нашу планету.
Галина ПОГОДИНА