Найти тему
Христофор+

Из личных воспоминаний: об отце Науме (Байбородине)

Про архимандрита Наума (Байбородина) я впервые услышал в 2007 году от своего первого духовника, отца N., настоятеля храма Преображения Господня в N-ской области (шифруюсь не из-за себя, но из-за о. N., который очень не любит светиться в СМИ). По словам отца N., отец Наум был настоящем старцем и даже обладал даром духовного рассуждения: имел ум, очищенный от страстей, отличал добро от зла; знал, как совершать ту или иную добродетель и даже понимал волю Божию о людях, которые к нему приходили за советом или наставлением.

Вышло так, что я поверил в архимандрита Наума (Байбородина) как в старца... Иначе говоря, поверил в него, как в пророка, служение которого состоит главным образом в назидании, увещании и утешении (1Кор.14:3). Поверил, как в человека, рожденного Духом Святым свыше и наделенного особым духовным зрением - прозорливостью (способностью предвидеть будущее). И потому поехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в которой старец принимал своих духовных чад. Поехал, чтобы получить от него ответ на извечный русский вопрос, который еще в 19 веке обозначил (ненавидимый мною) писатель Н. Г. Чернышевский: «Что делать?».

Архимандрит Наум (Байбородин). Фото взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Архимандрит Наум (Байбородин). Фото взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Забегая вперед, скажу, что в целом поездка оказалась для меня успешной и знаковой. Больше того, она перевернула всю мою жизнь... Благодаря батюшке Науму, я стал другим человеком: понял, как следует смиряться (ну, почти понял); получил богословское образование; научился толковать Писание; узнал, что такое настоящее послушание и с чем его едят...

Впрочем, обо всем по порядку. Перед первой поездкой к старцу я, конечно, готовился в меру своих скромных сил. Читал жизнеописания оптинских и глинских старцев, расспрашивал знающих людей (первым консультантом стал, конечно, отец N.), постился, молился, причащался, слушал радио «Радонеж». Говорю, без иронии, но вполне серьезно.

Хотелось явиться пред старцем Наумом настоящим духовным воином Божиим, как того требует апостол Павел в послании к ефесянам (Еф.6:11-17): с броней праведности, шлемом спасения, щитом веры, ногами, готовыми к благовествованию. Конечно, с мечом духовным - Словом Божиим... В качестве «меча» прихватил с собой свою монографию о русском писателе Борисе Константиновиче Зайцеве (писал по нему дисер). Потому что ведь нет лучшего христианского проповедника, чем Борис Зайцев, а я, аффтор, - самый лучший толкователь его...

Еще думалось, что келья батюшки Наума - это настоящее преддверие Царства Небесного. В келью входят одни величайшие подвижники Христовы (что 3 года стояли на камне). Дверь кельи охраняют Ангелы Божии. А часы приема старца начертаны в приемной золотыми буквами.

Однако все оказалось совсем не так... Часы приема архимандрита Наума на доске объявлений были написаны простой шариковой ручкой на клочке бумаги. Место Ангела в подклети Трапезного храма за белой пластиковой дверью занимала монахиня Пелагия, называвшая всех на ты (за этой дверью была лестница, которая вела в келью старца). А вместо легиона духовных воинов я увидел неорганизованную толпу людей в зимних шубах, меховых шапках, шерстяных платках и валенках (потому что был январь-месяц). Все эти люди (как, впрочем, и я) на подвижников и духовных воинов совсем не походили. Они мерили шагами подклеть, гладили лаврских котов и кошек и ходили греться в монастырскую чайную. Общим местом у нас было одно - все мы хотели увидеть старца, только не могли из-за большого количества чающих движения воды...

-2

Мог бы не увидеть в этот день старца и я, но только Бог рассудил иначе... Меня по ходатайству старого друга Артема К. «провели» наверх и помогли встать на пятачке перед кельей старца. В итоге, заветное желание увидеть архимандрита Наума (Байбородина) исполнилось... Я задал старцу извечный русский вопрос, получил ответ, а в придачу к ответу - стопку книжек известного издательства «Сибирская благозвонница».

Во второй раз я поехал в Сергиеву Лавру к старцу Науму из монастыря в поселке П. (для тех, кто в этом монастыре был, достаточно всего одной буквы), где подвизался в монастырской школе учителем русского языка и литературы. На этот раз старец лично исповедовал меня в течении почти целого часа сначала «по бумажке», потом - задавая различные вопросы (то по Декалогу, то от себя). До сих пор помню его серьезное, сосредоточенное выражение лица, когда он, занимаясь повседневной «чисткой» грехов, старался формулировать вопросы предельно корректно, чтобы случайно не травмировать меня - исповедника.

После исповеди у старца душа ощущала необыкновенную легкость и радость бытия: старец умел одной шуткой отогнать гордость, уныние, гнев, печаль, памятозлобие. Я чувствовал себя кротким голубем, смиренной овцой, ребенком, которому Христос сказал, что таковых есть Царство Небесное. Хотелось любить весь мир, даже сектантов...

Духовно наставляя своих чад, архимандрит Наум всегда делал акцент на смирении, полагая именно в нем основу спасения. Любимым выражениям старца была присказка: «Ну что, смиряться будем?».

Любил он также рассказывать истории из житий свт. Иоанна Златоуста, преподобного Антония Великого, Макария Великого. При этом, старался обращать внимание не только на нравственный характер эпизода, но и на богословский его аспект (кандидат богословия, как-никак).

Так, рассказывая однажды о преставлении прп. Макария Великого (память - 19 января), отец Наум сказал, что последний, скорее всего, имел ангела-хранителя в чине херувима, ибо именно херувим, по житию свт. Димитрия Ростовского, проносил душу преподобного Макария над мытарствами.

А я в то время даже не задумывался о том, что ангелы-хранители людей могут иметь разные чины. Мне казалось, что раз ангелы служат хранителями, то и чин у них всех должен быть одинаковый - самый низший - ангельский. По версии же старца выходило не так.

Запомнилась еще одна встреча со старцем Наумом - за полтора года до моего поступления в Московскую духовную академию. Здесь старец впервые (для меня) проявил свой духовный дар прозорливости.

Это случилось так. Я в то время жил в Сергиевом Посаде. Ходил на богословские курсы при храме святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде и одновременно работал. Ни в какую семинарию я тогда поступать не собирался. Потому что не хотел. Просто.

МДА. Интерьер Покровского академического храма.
МДА. Интерьер Покровского академического храма.

Однако старец Духом Божиим знал, что мне предстоит совершенно иное. И потому, увидев меня, стоящего на лестнице в подклети, поспешил передать уведомление от высших небесных сил. Он подошел ко мне и строго спросил: «Ты чего не готовишься к поступлению на 1 курс МДА? Давай-ка, изучай материал. Готовься. Тебе это скоро понадобится».

И пошел по своим делам. Я тогда не знал, что и ответить старцу. Его слова мне казались делом немыслимым: гротеском, абсурдом, кафкианой. Я и семинария? О, нет, только не это! Хэмфри Ван Вейден не взойдет на борт «Призрака» ни за что на свете! Примерно так думал я.

Тем не менее, Бог рассудил по-Своему. Прошло время. Улеглись страсти. И у меня вдруг как-то неожиданно появилось сильное желание учиться в МДА. Я и поступил туда по личному благословению старца (это отдельная история). Он оказался правым и действительно прозорливым...

Уже будучи семинаристом, мне многократно приходилось убеждаться в прозорливости отца Наума... То он называл грехи, забытые мною. То показывал удивительную осведомленность в том, что знал только я и никто другой. То совершенно точно раскрывал по одному имени характер человека, которого никогда прежде в жизни не видел.

Я благодарен отцу Науму (Байбородину) за его духовное водительство к пристани спасения: за его нравственные поучения и молитвы; за его веселые, остроумные шутки; за превращение из «книжного» Хэмпа (Хэмпа - герой романа Джека Лондона «Морской волк») в настоящего моряка, знающего все о церковном корабле, а также о ветре и морских течениях (здесь, конечно, иносказание: море и ветер понимаются, как мир сей).

Сегодня, 13 октября 2020 года, в день преставления отца Наума ко Господу, желаю ему пресветлейшей Божественной благодати и жительства на небесах рядом с преподобным Сергием Радонежским.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, архимандрита Наума, и прости ему всякое согрешение!

Понравилась статья? Если понравилась (или не понравилась), ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал Христофор+.

Читайте также другие статьи:

Старец Паисий о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)

Как старец Паисий помогает людям в наше время

Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя

Старец Паисий Святогорец о времени правления антихриста: "Три с половиной года будут тяжелыми"

Старец Паисий Святогорец о молитве за усопших и о том, почему нельзя осуждать жадин

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?