Так сложилось, что за последнее время на меня просто-таки обрушилось огромное количество постов на тему того, что оценки вообще не важны и ни на что не влияют.
Для начала небольшой каминг-аут: я в школьные годы не была отличницей от слова «совсем». В университете я уже училась хорошо, хотя и закончила с синим дипломом. Но я буду последним человеком, который бросит камень в того, кто стремится учиться на «отлично».
Важны знания, а не оценки!
Это, пожалуй, самый распространенный аргумент. Подразумевается, что оценки не равны знаниям, и далеко не всегда у ребенка, который хорошо знает материал, отличные оценки, и наоборот.
Но меня всегда ставил в тупик выбор «Вам шашечки или ехать?». А почему я должна выбирать? Можно мне и то и другое?
Почему противопоставляются хорошие знания и хорошие оценки? В чем противоречие?
Мне кажется, что если ребенок при хороших знаниях получает плохие оценки, то самые популярные причины для этого следующие:
Cовершает ошибки по невнимательности
Типа плюс с минусом перепутал. Ну, бывает… Иногда… Но если это происходит систематически — стоит задуматься, в чем проблема. И если у ребенка нет дефицита внимания и других подобных диагнозов, то, наверно, ему все же стоит на уроках не ворон считать, а быть более собранным, проверять написанное. Самому не обидно получать плохие оценки, когда на самом деле все знаешь?..
Нет смысла в отличных знаниях, когда ты не можешь их правильно применить и получить нужный результат
А еще может быть такое, что ребенок банально не высыпается или сильно перегружен бесконечными кружками. И поэтому не может сосредоточиться. Об этом тоже стоит подумать.
А может, он очень боится получить плохую оценку и от страха не может собраться с мыслями?..
Не выполняет требования учителя
Например, не соблюдает правила оформления работы, не дает развернутый ответ, где это необходимо и т.д. Но знания у него хорошие… А Вы считаете, что умение довести свою работу до ума и представить ее в нужном виде — это бесполезный в нашем мире навык?.. Думаю, никто, кому хоть раз по работе доводилось писать серьезные отчеты, с Вами не согласится.
Нужно уметь представить свою работу в том виде, в котором хочет ее видеть заказчик
Даже если Вам кажется, что очень глупо отступать именно четыре клеточки, а не три. Как мне в свое время казалось. Принципиально отступала три, и мне регулярно за это снижали оценки по математике. И кому я своей упертостью лучше сделала?..
Но самая частая проблема, знаете, какая?..
Ребенку только кажется, что у него отличные знания, а на самом деле их нет
Это сплошь и рядом бывает… Вот прочитал ребенок параграф, вроде все понятно. И ему кажется, что он все знает… Но когда задаешь вопросы, то оказывается, что определение не может четко сформулировать, даты перепутал, формулу подзабыл, а вот тут вообще не прочитал, потому что одноклассник Колька мемчик смешной прислал, он отвлекся и забыл дочитать… И оценка плохая не потому, что учитель злой и придирается, а потому что реально знания слабенькие…
Хотя ребенок неглупый, все понимает и может выучить на «отлично». Но не выучил.
Да, бывают и другие проблемы.
Например, у меня была дисграфия. Но тогда еще не было таких модных диагнозов, это сейчас я понимаю, что она у меня была… А тогда я была просто ребенком, который делал по 40 ошибок в диктанте. В самых диких местах, в которых вообще ошибиться невозможно. Буквы пропускала, вместо одной другую писала и т.д. А многие учителя (да и не только учителя) искренне считали, что раз безграмотно пишет, значит, дура. А как иначе?.. Поэтому сплошь и рядом была такая ситуация: я, например, любила биологию, неплохо ее знала… Писала лабораторную корявым почерком с морем ошибок и исправлений. А соседка по парте списывала у меня все аккуратно и красиво — залюбуешься. И, угадайте, что?.. Правильно, она получала «отлично», а я «трояк»… Потому что учителю «совершенно очевидно, кто у кого на самом деле списал»…
Очень мало было учителей, которые могли разделить в своем восприятии то, что я пишу, и то, как я пишу… Во многом по этому я просто «забила» на ряд предметов. Потому что учи — «два», не учи — тоже «два»… И в итоге учила я только то, что мне было интересно.
Да, я была не права, сейчас я это понимаю, ни в коей мере себя не оправдываю. И хочу, чтобы мои дети (а в идеале вообще все дети) не повторяли моих ошибок! Во многом, поэтому я сейчас и пишу этот пост.
Но, согласитесь, такие проблемы бывают не так уж часто… И решать их надо на другом уровне… Нужно четко различать, когда ребенок не может сделать хорошо даже при отличных знаниях, и когда он ленится или отвлекается и из-за этого лепит глупые ошибки. И действительно ли у него отличные знания, или он выдает жалаемое за действительное.
Разумеется, знания и навыки важны. Но и умение представлять их в наиболее выигрышном свете тоже важно. Поэтому и оценки важны! И то и другое важно.
Я бы рассматривала умение получать хорошие оценки, как отдельный навык. Который тоже важен и нужен для жизни. Я даже не уверена, что важнее: умение брать интегралы или получать хорошие оценки. Хотя интегралы — это круто. Но это уже совсем другая история.
Пожалуй, на сегодня хватит. Напишите Ваше мнение в комментариях: важны знания или оценки? Или Вы согласны со мной, что важно и то и другое?..
Читайте также
- Оглавление по рубрикам — для Вашего удобства я разбила все статьи на канале по темам.