Найти тему
Corneja о детях

Действительно ли важны знания, а не оценки или "Вам шашечки или ехать?"

Так сложилось, что за последнее время на меня просто-таки обрушилось огромное количество постов на тему того, что оценки вообще не важны и ни на что не влияют.

Для начала небольшой каминг-аут: я в школьные годы не была отличницей от слова «совсем». В университете я уже училась хорошо, хотя и закончила с синим дипломом. Но я буду последним человеком, который бросит камень в того, кто стремится учиться на «отлично».

Важны знания, а не оценки!

Это, пожалуй, самый распространенный аргумент. Подразумевается, что оценки не равны знаниям, и далеко не всегда у ребенка, который хорошо знает материал, отличные оценки, и наоборот.

Но меня всегда ставил в тупик выбор «Вам шашечки или ехать?». А почему я должна выбирать? Можно мне и то и другое?

Почему противопоставляются хорошие знания и хорошие оценки? В чем противоречие?

Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Мне кажется, что если ребенок при хороших знаниях получает плохие оценки, то самые популярные причины для этого следующие:

Cовершает ошибки по невнимательности

Типа плюс с минусом перепутал. Ну, бывает… Иногда… Но если это происходит систематически — стоит задуматься, в чем проблема. И если у ребенка нет дефицита внимания и других подобных диагнозов, то, наверно, ему все же стоит на уроках не ворон считать, а быть более собранным, проверять написанное. Самому не обидно получать плохие оценки, когда на самом деле все знаешь?..

Нет смысла в отличных знаниях, когда ты не можешь их правильно применить и получить нужный результат

А еще может быть такое, что ребенок банально не высыпается или сильно перегружен бесконечными кружками. И поэтому не может сосредоточиться. Об этом тоже стоит подумать.

А может, он очень боится получить плохую оценку и от страха не может собраться с мыслями?..

Не выполняет требования учителя

Например, не соблюдает правила оформления работы, не дает развернутый ответ, где это необходимо и т.д. Но знания у него хорошие… А Вы считаете, что умение довести свою работу до ума и представить ее в нужном виде — это бесполезный в нашем мире навык?.. Думаю, никто, кому хоть раз по работе доводилось писать серьезные отчеты, с Вами не согласится.

Нужно уметь представить свою работу в том виде, в котором хочет ее видеть заказчик

Даже если Вам кажется, что очень глупо отступать именно четыре клеточки, а не три. Как мне в свое время казалось. Принципиально отступала три, и мне регулярно за это снижали оценки по математике. И кому я своей упертостью лучше сделала?..

Но самая частая проблема, знаете, какая?..

Ребенку только кажется, что у него отличные знания, а на самом деле их нет

Это сплошь и рядом бывает… Вот прочитал ребенок параграф, вроде все понятно. И ему кажется, что он все знает… Но когда задаешь вопросы, то оказывается, что определение не может четко сформулировать, даты перепутал, формулу подзабыл, а вот тут вообще не прочитал, потому что одноклассник Колька мемчик смешной прислал, он отвлекся и забыл дочитать… И оценка плохая не потому, что учитель злой и придирается, а потому что реально знания слабенькие…

Хотя ребенок неглупый, все понимает и может выучить на «отлично». Но не выучил.

 Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Да, бывают и другие проблемы.

Например, у меня была дисграфия. Но тогда еще не было таких модных диагнозов, это сейчас я понимаю, что она у меня была… А тогда я была просто ребенком, который делал по 40 ошибок в диктанте. В самых диких местах, в которых вообще ошибиться невозможно. Буквы пропускала, вместо одной другую писала и т.д. А многие учителя (да и не только учителя) искренне считали, что раз безграмотно пишет, значит, дура. А как иначе?.. Поэтому сплошь и рядом была такая ситуация: я, например, любила биологию, неплохо ее знала… Писала лабораторную корявым почерком с морем ошибок и исправлений. А соседка по парте списывала у меня все аккуратно и красиво — залюбуешься. И, угадайте, что?.. Правильно, она получала «отлично», а я «трояк»… Потому что учителю «совершенно очевидно, кто у кого на самом деле списал»…

Очень мало было учителей, которые могли разделить в своем восприятии то, что я пишу, и то, как я пишу… Во многом по этому я просто «забила» на ряд предметов. Потому что учи — «два», не учи — тоже «два»… И в итоге учила я только то, что мне было интересно.

Сей "шедевр" не мой, мои не сохранились, так что взяла из Интернета. Но выглядит до боли знакомо...
Сей "шедевр" не мой, мои не сохранились, так что взяла из Интернета. Но выглядит до боли знакомо...

Да, я была не права, сейчас я это понимаю, ни в коей мере себя не оправдываю. И хочу, чтобы мои дети (а в идеале вообще все дети) не повторяли моих ошибок! Во многом, поэтому я сейчас и пишу этот пост.

Но, согласитесь, такие проблемы бывают не так уж часто… И решать их надо на другом уровне… Нужно четко различать, когда ребенок не может сделать хорошо даже при отличных знаниях, и когда он ленится или отвлекается и из-за этого лепит глупые ошибки. И действительно ли у него отличные знания, или он выдает жалаемое за действительное.

Разумеется, знания и навыки важны. Но и умение представлять их в наиболее выигрышном свете тоже важно. Поэтому и оценки важны! И то и другое важно.

Я бы рассматривала умение получать хорошие оценки, как отдельный навык. Который тоже важен и нужен для жизни. Я даже не уверена, что важнее: умение брать интегралы или получать хорошие оценки. Хотя интегралы — это круто. Но это уже совсем другая история.

Пожалуй, на сегодня хватит. Напишите Ваше мнение в комментариях: важны знания или оценки? Или Вы согласны со мной, что важно и то и другое?..

-4

Читайте также