Найти тему

Религиозные образы в поэме Блока "12"

Поэма Блока «Двенадцать» наполнена различными евангельскими мотивами. Но все они неоднозначны, поэтому можно трактовать их по-разному.

В произведении мы наблюдаем шествие двенадцати красногвардейцев. Они символизируют двенадцать апостолов Христа. С одной стороны, можно рассматривать этот образ как знамя свободы и перемен. Красногвардейцы ведут Россию в лучшее будущее. И возглавляет это шествие «Исус Христос» ( он задает истинное, верное направление и оберегает революционеров). Еще одним знаком того, что революцией управляет Всевышний указывает мольба красногвардейцев: «Мы на горе всем буржуям //Мировой пожар раздуем, // Мировой пожар в крови —Господи, благослови!» Они ждут, что Бог поможет реализовать идею свободы и равенства.

С другой стороны, красногвардейцы воспевают свободу «без креста», то есть отрекаются от божьих заповедей. «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь», — приговаривают они. Вера в Бога для красногвардейцев — пережиток прошлого, которое они хотят разрушить. Именно поэтому революционеры отказываются от Бога, а значит, ведут Россию по грешному, неверному пути, наполненному крови (убийство Катьки, «кровавый флаг»). Соответственно, «Исус Христос» не может возглавлять шествие. Он следует «поступью надвьюжной», и из-за метели красногвардейцы его не видят. «Исус» оберегает красногвардейцев, не подозревающих об этом, чтобы в итоге вывести их на верный путь. Христос «от пули невредим», то есть революционеры не смогут избавиться от Бога, хоть и отказались от божьих заповедей.

Побудителем к революции является «черная злоба, святая злоба». С одной стороны, это может значить верность идей красногвардейцев, которые протестуют против старого, жестокого уклада, от которого стремятся освободить народ ( поэтому «святая злоба»). С другой стороны, действия революционеров рушат спокойствие ( убийства людей) и лишают веры в Бога, главного путеводителя и спасителя человечества ( поэтому «черная злоба»).

В поэме появляются образы Петьки и Ваньки. Они символизируют апостолов Христа. Петруха убил Катьку (отрекся от Бога и его заповедей), но потом его настигли муки совести, что свидетельствует о сохранении в нем веры. Петька, как и апостол Петр, отрекался от Иисуса, но каялся в этом. Герой воззвал к Богу: «Упокой, Господи, душу рабы Твоея...» Но тут раздается «Скучно!»(если рассматривать возглас как крик душевной тоски). Это говорит о том, что он не может отказаться от веры, хоть и придерживается совета товарищей позабыть о Боге («Петька! Эй, не завирайся!//От чего тебя упас//Золотой иконостас?»).

Имя Катька образовано от имени Катерина («чистая»). Она символизирует дореволюционную Россию. Но Петруха погубил её ( прежней России уже не будет, страна обновится). Иисус проповедует бережное отношение к ближнему и запрещает убивать, поэтому можно предположить, что революционное движение идет против веры и против Христа.

Ванька, как Иуда, стал предателем: он примкнул к белогвардейцам («Был Ванька наш, а стал солдат!»). Зная, что Иуда предал Христа, можно трактовать, что революционные идеи выступают как истинные и верные (защищаются «Исусом»).

До появления красногвардейцев представляется обстановка в Петрограде, где бушует революция. В поэме подчеркивается, что человек и весь окружающий его мир созданы Богом («Божий Свет»). Люди просят божьей помощи («Ох, Матушка-Заступница!»), ведь революция разрушает привычный спокойный уклад жизни, но не создает что-то новое. Можно предположить, что перемены приносят лишь невзгоды и революция — неверный путь. Но потом появляется образ попа. Этот образ может символизировать низменность, порочность старой веры ( «с крестом сияло брюхо на народ»), соответственно, новая вера красногвардейцев является спасением для людей.

Обилие многозначных евангельских мотивов Блок включает в произведение, чтобы показать, как революция сбивает людей с толку. Понятия добра и зла перемешиваются, и человек уже не может отличить одно от другого. Люди находятся в смятении и не понимают, за кем следовать и кому верить. И не получится узнать, революция добро или зло, пока она не принесет свои плоды. Только будущее прольет свет на правду.