11 октября, в Международный день девочек, герцоги Сассекские приняли участие в беседе с Малалой Юсуфзай — гражданской активисткой пакистанского происхождения, лауреатом Нобелевской премии мира, соучредителем благотворительной организации «Фонд Малалы». Главной темой дискуссии была важность доступности образования для женщин всего мира — включая страны, где традиционно существует «гендерный разрыв». Принц Гарри и Меган, однако, успели не только вспомнить свои школьные годы (а Меган — еще и поделиться некоторыми подробностями своей общественной деятельности в слаборазвитых странах до замужества), но и разрядить обстановку парой шуток про видеоконференции и рассказом об Арчи.
Общая продолжительность видеочата — 13 мин. 24 с. (!)
Перевод/расшифровка видеоконференции
Малала: Вы хорошо меня слышите?
Меган: О да, мы прекрасно вас слышим.
Малала: Отлично. Начнем?
Меган: Да, конечно.
Малала: Привет всем. Сегодня Международный день девочек. День, когда мы отмечаем, чего могут добиться девочки. Сегодня у меня особенные гости — герцог и герцогиня Сассекские.
Гарри: Привет.
Малала: Принц Гарри и Меган. Я так взволнована и горжусь тем, что вы со мной. И сегодня мы поговорим об образовании — и о том, как мы можем предоставить всем девочкам доступ к качественному и безопасному образованию. Мне повезло, что у меня был отец, который верил в меня и позволял мне иметь собственный голос, ходить в школу и продолжать учиться. Как прошло ваше детство? И какую роль образование сыграло в вашем становлении и обучении?
Меган: Во-первых, большое спасибо за то, что вы нас пригласили. Это такой важный день! Я бы сказала — конечно, для девочек всего мира, но и для всех людей мира. Потому что — как вы знаете и как мы верим, — когда молодые девушки имеют доступ к образованию, выигрывают все и преуспевают все. Это открывает двери для социального успеха на самом высоком уровне. Так что мы очень рады присоединиться к вам сегодня. Что касается образования, то я, конечно, очень благодарна за то, что у меня была возможность не только ходить в школу в юном возрасте, но и продолжить учебу в университете.
Гарри: За этим сложно уследить. Но я... Вы принимаете это как должное. И это привилегия. Но каждый человек — каждый ребенок, каждый молодой человек во всем мире — нуждается в образовании, чтобы знать: сейчас — до пандемии, и я думаю, что и во время нее, — больше 130 миллионов девочек не получают образования. И это число будет только расти. Меня беспокоит — возможно, и всех нас беспокоит — эффект, который это окажет не только на отдельных людей, но и на семьи, на общество, на страну и на весь мир в целом.
Меган: Иметь возможность воспитывать нашего сына таким образом, чтобы все, что его питает, было связано с образованием — с тем, как вы можете учиться и как вы можете расти... Вы знаете, привилегия ходить в школу — это то, что, я думаю, часто воспринимается как должное. Многим людям сложно признать, что простая возможность иметь школьный учебник — роскошь для очень многих. Я росла там, где было много книг, где я могла разжигать свой аппетит и продолжать учиться — на территории школы или дома.
Гарри: Опять же, я очень благодарен за образование, которое мне посчастливилось получить. В то время я, вероятно, не был так благодарен. Но сейчас, оглядываясь назад, я очень, очень рад, что у меня была такая удивительная возможность.
Малала: Сто процентов. Я думаю, что мальчикам требуется немного больше времени, чтобы понять, насколько важно образование. Но в конце концов они это осознают. И знаете, Меган, вам повезло, что у вас такой замечательный партнер.
Меган, вы выступали за образование девочек и права женщин во всем мире. Вы работали с Ассоциацией университетов Содружества, а также занимались вопросами санитарных услуг в таких странах, как Индия и Руанда. Почему вы выбрали именно образование девочек из всех проблем, которые могли выбрать?
Меган: Я думаю, если вы видите нечто такое, что важно решить и исправить, то, исправляя одну эту вещь, вы в конечном итоге устраняете множество проблем. Вы знаете, я очень рано поняла: когда женщины садятся за стол переговоров вести разговор с точки зрения политики, законодательства, развития сообщества... все это как-то смещается. Обычно, когда женщина присутствует за столом переговоров, она выступает от лица всей семьи, в отличие от патриархального присутствия. И когда вы слышите вопрос: «Как заставить женщину принять ее голос?» — вы должны начать с того, где она выросла. Одна из причин, по которым я работала в Индии, а также в Руанде, заключалась в том, чтобы посмотреть на обучение и образование молодых женщин — а затем отдельно рассмотреть препятствия, с которыми сталкиваются женщины в Индии: проблемы менструальной гигиены и стигматизацию, которая на самом деле мешает девочкам ходить в школу. И одно это оказывает эффект на всю вашу жизнь.
Малала: Принц Гарри, я хотела бы узнать кое-что и у вас. Ваше внимание было сосредоточено на изменении климата и окружающей среды. Какую роль образования — и особенно образования девочек — вы видите в этом? И как мы можем использовать его для решения проблемы изменения климата?
Гарри: Образование девочек критически важно для того, чтобы помочь отсрочить изменение климата. Опять же, что касается образования, — оно дает вам деньги, оно дает доход, который делает вас менее восприимчивыми к бедствиям. Все эти вещи так глубоко связаны друг с другом, что я думаю: образование в молодом возрасте открывает так много дверей, так много возможностей и так много перспектив. Будь то в науке или в правительстве, женщинам нужно все больше и больше — нужно иметь возможность заполнить пробелы, потому что перспективы огромны. И я думаю, все мы хорошо знаем, что мир выиграет от этого.
Меган: Знаете, Малала, на самом деле это очень интересно. Мы тоже думали об этом в условиях пандемии — о том, как это влияет на стольких людей. Но вы недавно окончили Оксфорд, и это случилось во время пандемии. Как это ощущалось? С точки зрения перехода от такого... такого... я могу только представлять себе этот невероятный, кардинальный поворот в вашей жизни — сделать это в «пузыре», в котором мы все сейчас живем.
Малала: Должна сказать, это было очень сложное время. Я окончила учебу дома. Я сдавала экзамены дома. И было очень трудно больше не ходить в колледж, не встречаться с друзьями, не участвовать в традиционных церемониях. Знаете, в Оксфорде вы ходите в колледж и сдаете экзамены в мантии. А потом празднуете окончание учебы — это называют «разгром»: вас обливают пеной и бросают в вас разноцветный порошок. Это та часть университетской жизни, которую — вы знаете — мы все пропустили. Но я все еще была здесь — мне очень повезло, что у меня была возможность учиться дома. Вы знаете, сейчас уже 130 миллионов девочек не посещают школу — и еще 20 миллионов девочек рискуют бросить учебу из-за пандемии. Они рискуют никогда не вернуться в свои школы, потому что их могут принудить к ранним детским бракам. Или они могут стать кормильцами своих семей и финансово обеспечивать их. Так что сейчас я больше беспокоюсь об этих девушках. Я думаю, что пандемия вызвала кризис в сфере образования, и нам нужно прямо сейчас сосредоточиться на инвестициях в образование. Сейчас это необходимо больше, чем когда-либо.
Меган: Очень важно, чтобы люди помнили о том, что вы говорите, потому что это не просто лишает общество культурного богатства, которое приходит с обучением молодых девушек и предоставлением им возможности стать сильными, образованными женщинами. Это также лишает молодых девушек детства.
Малала: Я полностью согласна. Вы знаете, сейчас «Фонд Малалы» работает более чем в восьми странах, где проблему образования девочек необходимо решать очень срочно — потому что в этих странах очень многие девочки не посещают школу. Кроме того, когда речь заходит об образовании девочек, существует гендерный разрыв. Из собственного опыта и из опыта моего отца, который тоже был активистом, я узнала, что поддержка местных педагогов играет огромную роль в преобразовании общества и отдельных общин. Поэтому мы работаем с активистами движения за образование девочек в восьми странах, включая Нигерию, Бразилию, Пакистан, Афганистан и Индию. И они выявляют проблемы, с которыми сталкиваются девочки на местном уровне, потому что, когда речь заходит об отсутствии доступа к образованию, проблемы варьируются. В одних местах это отсутствие транспорта, в других — отсутствие инфраструктуры. В некоторых местах это культурные нормы и традиции. Но все местные активисты сейчас адаптируются к изменениям работы в условиях пандемии — особенно потому, что девочки вернулись домой. Они не могут ходить в школы. Поэтому наши активисты находят новые способы, с помощью которых могут гарантировать, что девочки не пропустят обучение. Например, в Нигерии они используют радио, где проводят ежедневные уроки и образовательные курсы, чтобы дети ничего не пропустили. И, знаете, во всем мире признали, как это важно — чтобы дети продолжали учиться. Когда дети не ходят в школу, экономика и общество теряют так много! Это потери в умах и интеллекте, в изобретательстве и инновациях.
Меган: Когда мы не даем молодой женщине возможности учиться и получать образование, на карту ставится так много. И я думаю, что нет лучшего времени для всех нас, чтобы признать это, особенно учитывая все, что происходит на фоне пандемии. В Международный день девочек каждый из нас должен взять на себя это обязательство. Да, изменения, которые происходят в условиях пандемии, огромны, но все, что сделал вирус, — это добавил новых проблем ко многим проблемам, которые уже существовали, в частности, у молодых девушек. Итак, я думаю, что мы, как и все остальные, задаемся вопросом: как мы можем помочь вам продолжать невероятную работу, которую вы делаете? Какие реальные вещи мы можем сделать, чтобы помочь и поддержать вас прямо сейчас?
Малала: Что касается меня, то я уже давно участвую в этой борьбе — с тех пор как мне исполнилось 11 лет. Все началось с меня самой, а теперь есть миллионы девушек, которые нуждаются в нашем голосе и в нашей работе во имя их будущего. Пандемия сделала все еще хуже. Мы не можем игнорировать ее. Это чрезвычайная ситуация — прямо сейчас. Это кризис — прямо сейчас. Мы должны сделать все, чтобы в это время проблема образования девочек не была проигнорирована. Даже на международных заседаниях и совещаниях вопрос об образовании девочек почти не поднимается. Люди больше не говорят о безопасности и защите женщин. Нет никаких реальных обязательств в отношении образования девочек, защиты и расширения прав и возможностей женщин. Поэтому очень важно, чтобы мы продолжали продвигать эту тему, чтобы мы убедились: девочки не пропустят обучение, они не бросят учебу, они смогут без опаски вернуться в школу. И нам нужно найти новые пути, с помощью которых мы сможем создать мир, где все девочки смогут ходить в школу — и каждый сможет помочь им в этом. Призывайте к этому свое правительство, призывайте своих местных лидеров, пишите им, заходите на сайт «Фонда Малалы» — и вы сможете найти все способы, которыми вы можете помочь.
Я хочу поблагодарить вас, принц Гарри и Меган, за то, что вы уделили мне время. Но у меня есть еще один вопрос к вам — последний. Как вы проводите время в условиях пандемии?
Меган: О боже. Ну...
Гарри: В Zoom!
Меган: Звоним по Zoom!
Гарри: В видеоконференциях!
Меган: Но, помимо этого, с нашим малышом.
Гарри: Мы оба были рядом, когда он делал первые шаги, впервые побежал, впервые упал, впервые... делал абсолютно все.
Меган: И это просто фантастика! Потому что, я думаю, во многих отношениях нам повезло, что у нас есть это время, чтобы наблюдать, как он растет. Если бы не пандемия, мы бы путешествовали и работали больше — и пропустили бы много таких моментов. Так что я думаю, что это было чудесное семейное время.
Гарри: Это были действительно особые моменты, как говорит Меган, но в то же время мы очень, очень много работали. Потому что мы полностью осознаем и принимаем, насколько это сложно абсолютно для всех. И я думаю, чем дольше это будет продолжаться, тем серьезнее это будет ощущаться — особенно, видимо, с точки зрения психического здоровья. Это действительно объединяющий момент — собрать всех вместе и признать то, через что каждый прошел. Это травмирующий опыт, в какой бы точке мира вы ни находились. Для нас работа продолжается, и я уверен, что она продолжается и для вас. Поэтому мы поддерживаем те вещи, которые считаем действительно важными.
Малала: Это здорово. И очень приятно слышать об Арчи — о том, что Арчи в безопасности и вы вместе как семья. Большое спасибо за уделенное время и за поддержку. Я помню, как встречалась с вами, принц Гарри, — кажется, это было еще в 2014 году. С тех пор прошло много времени, но я очень рада снова видеть вас. Меган, спасибо за всю удивительную работу, которую вы проделываете. Для многих молодых девушек вы — образец для подражания. Для меня было честью поговорить с вами.
Для всех, кто смотрит на нас прямо сейчас: вы можете узнать больше об образовании девочек и о работе, которую мы делаем, на нашем сайте. И вы можете поддержать нас на той же странице. Большое спасибо, что уделили мне время, большое спасибо, что выслушали меня.
(«Официальная» часть беседы заканчивается — беседу перебивает заставка; после этого снова говорит Малала.)
Я близорука, поэтому не очень хорошо вижу монитор. Так что я сейчас надену очки, чтобы мы могли попрощаться окончательно. И передайте привет... ну, я не знаю, может ли Арчи уже говорить, но вы понимаете: передайте ему мои наилучшие пожелания, поцелуи и любовь!
Меган: Оставайтесь в безопасности и будьте здоровы. И, пожалуйста, дайте нам знать, если мы можем сделать что-то еще, чтобы поддержать вас и вашу работу.
Малала: Спасибо. Это так много значит. Я поздравляю вас со всеми удивительными вещами, которые вы делаете. Мы видим вас в новостях, так что я действительно заинтересована вашей работой. С нетерпением жду всех удивительных вещей, которые вы создадите. Очень рада вас видеть. Большое спасибо!
Меган: Берегите себя, Малала.
Гарри: Пока, Малала.