Найти тему
Такое вот кино

Посмотрела два фильма Авдотьи Чубайс

Намедни перед засыпанием решила глянуть какую-нибудь мелодрамку, из скачанных наугад ткнула в "Два дня" (2011 г.). Оказалось, что режиссер - Дуня Смирнова, та самая, которая сейчас Чубайс, а еще внучка-дочка Смирновых - советского писателя и российского режиссера.
Дама не бездарная, точно.

В главных ролях в фильме "Два дня" - Ксения Раппопорт и Федор Бондарчук. Она - музейный работник, он - московский чиновник.
В главных ролях в фильме "Два дня" - Ксения Раппопорт и Федор Бондарчук. Она - музейный работник, он - московский чиновник.

Начало в фильме - просто загляденье по типичности: местное начальство привезло московских чиновников оценивать музей-усадьбу для будущих коммерческих построек-прожектов. Музейные людишки, знамо дело, кипишатся, пытаются музей как-то отстоять. Кто унижается, кто злобно ерничает. А главная героиня не выдерживает - и правду-матку приезжему чинуше в глаза, с классовой ненавистью во взгляде.

Т.е., Авдотья Смирнова, снимая про нашу действительность, все прекрасно понимает: как "волшебная рука рынка" душит все прекрасное вместе с людьми, еще берегущими эту красоту и память. И кто олицетворяет эту удушающую силу. Выйти замуж за организатора вот этого всего  это знание ей не помешало.
Фильм неплохой, заинтересовала меня им Авдотья, как автор.

Правда, конец приделан совсем чужой - с внезапным и необъяснимым спасением всех и вся. Хотя по жизни все случается наоборот. И реализм начала фильма "Два дня" противоречит медово-сахарному конечному аккорду.

На подъеме интереса с режиссерше Чубайс посмотрела другой ее опус - "Кококо". О, тут есть где мыслью растечься по древу про отношения интеллигенции и народа, как оно видится госпоже Смирновой-Чубайс.

"Кококо". В главных ролях - Анна Михалкова и Яна Троянова. Одна - типичная представительница питерской интеллигенции, другая - недалекая, но хваткая провинциалка.
"Кококо". В главных ролях - Анна Михалкова и Яна Троянова. Одна - типичная представительница питерской интеллигенции, другая - недалекая, но хваткая провинциалка.

Попытаюсь уловленную мною суть данного кина изложить покороче. Адвотья Андреевна в фильме изображает столичную (питерскую) интеллигентскую среду, как она ее видит, ибо она сама - ее часть. Это либеральная тусовка гуманитариев. Отсюда надоедные и не к месту приводимые отсылки на РЕН-ТВ и "узника совести" Ходорковского. Упоминание либерального ТВ с его ведущими и МБХ до боли напоминает рекламные вставки в фильмы с пивом-спонсором. Видимо, деньги на кино были даны с условиями вот этих упоминаний,  а также дурацкого пикета против "кровавага режЫма" .

Протиивовластные акции - обязательное времяпровождение либеральной интеллигенции
Протиивовластные акции - обязательное времяпровождение либеральной интеллигенции

Итак, в центре фильма - жизнь современной либеральной группировки, в которую попадает "хабалка" из Екатеринбурга. У автора, как и героев, полное отторжение от "простого народа" .  Они для "интеллигенции" в лучшем случае - чудики такого же разлива, как  племя алеутов (это в фильме напрямую сравнивается, кстати). А большая часть либералов из фильма открыто выражает свою неприязнь, при этом не упуская возможность попользоваться "народом" при случае.

Кстати, актриса Яна Троянова действительно из Екатеринбурга, закончила там универ - философский факультет и играла в известном в театральных кругах Коляда-театре.
Кстати, актриса Яна Троянова действительно из Екатеринбурга, закончила там универ - философский факультет и играла в известном в театральных кругах Коляда-театре.

Представительница "простого народа" по типажу довольно узнаваема - деревенский говор (хотя вроде как из Екатеринбурга, но для Авдотьи Смирновой Урал - это уже запредельная провинция, а мегаполис или деревня - все одно), вульгарная одежда, бесцеремонная манера поведения, блядовитость. Этакая усредненная проводница-буфетчица-продавщица. Хотя у меня типаж вызвал симпатию - яркая, жазнелюбивая, щедрая, открытая, симпатичная, в конце концов, как женщина, в отличие от представительниц показанной  в фильме либеральной тусни. Режиссер постоянно заставляет ее делать одни и те же глупые поступки. Ну подарила она вначале своей интеллигентной благодетельнице безвкусицу - но зачем повторять это еще и еще раз?? При сообразительности и интуиции народной героини она должна была сразу просечь, что сделала что-то не то.

Ну да ладно,  цель авторов фильма - не логику соблюсти, а показать  - как мне кажется - превосходство интеллигенции (при его идеализме) над народом. И возможность этой самой интеллигенции этим народом управлять. И боязнь и доверчивость народа, признающего верховенство либеральной верхушки, этих "гигантов мысли".
При этом в фильме есть штришки, дающие точную картинку истинного лица всей этой шатии-братии: например, обсуждение необходимости лживого доноса на свою начальницу, имеющую наглость не подписывать письмо об освобождении Ходорковского. Ну, про то, что либералы не терпят инакомыслия, все уже знают. Есть и другие характерные эпизодики в таком же подленьком ключе.

В целом фильм полезен - чтоб понять, что для них есть народ и страна.

А самонадеянность, что при всей своей внешней неприспособленности и "романтизьме" такая "интеллигенция" все равно сильнее "простого народа" мне показалась забавной . "Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа..."

P.S. А тут где-то прочитала: вышла замуж Василиса Прекрасная за Ивана Дурака и стала Василиса Дурак.

Читать еще:

Тарковский - "голый король" советского кино

Три самых правдивых фильма о войнах на окраинах России

Самые востребованные актрисы российского кино

Великому Бондарчуку сто лет, а на ТВ ни слова

Топ-5 самых чувственных сцен из советских фильмов

Как советские кинорежиссеры помогали валисть СССР